Восхождение "Звезды" судоремонта
63 года назад в Приморье начал работу «Дальневосточный завод «Звезда», на базе которого сейчас строится одна из самых современных верфей в России
В Приморье создается одна из самых современных верфей России. Строительство судов в регионе позволит больше не выводить значительных средств из страны и реализовать планы по развитию Арктики и Северного морского пути. Базой для судостроительного кластера стал «Дальневосточный завод «Звезда», заложенный в приморской бухте сразу после Второй мировой войны, и образовавший город Большой Камень.
Как все начиналось

Решение о строительстве предприятия для ремонта кораблей и судов на Дальнем Востоке приняло в 1946 году министерство судостроительной промышленности Советского Союза. Выбранная ленинградскими специалистами бухта Большой Камень сначала не вызывала большого энтузиазма: она оказалась неглубокой. Пришлось отвоевывать у моря место - отсыпать грунт и углублять дно.

Днем рождения предприятия считается 3 декабря 1954 года, когда только что построенный завод, а точнее, несколько цехов, приступил к выполнению производственной программы - ремонту мелких судов: катеров, ботов, зверобойных шхун, средних рыболовных траулеров. Параллельно завод достраивался.

Предприятие, конечно, занималось ремонтом гражданской продукции, но затевался завод для обслуживания подводных лодок Тихоокеанского флота. Первая атомная субмарина (АПЛ) прибыла сюда в мае 1962 года. К тому времени уже были созданы специализированные производственные участки, оснащенные стендами, которые позволяли проводить наладку и испытания всех механизмов АПЛ, появилась лаборатория и конструкторский отдел.

Потребность Тихоокеанского флота в ремонте АПЛ возрастала из года в год, и завод играл в этом главную роль.


Номер сменило название

Первые 14 лет работы предприятия никто его не называл «Звездой», оно было заводом № 892. Но вот в очередной раз Большой Камень посетил министр судостроительной промышленности СССР Борис Евстафьевич Бутома, который между делом, не думая, что войдет в историю, как-то назвал предприятие восходящей звездой судоремонта. С его легкой руки в 1968 году Дальневосточный судоремзавод официально переименовали в Дальневосточный завод «Звезда».
Завод «Звезда», 1997 год. Фото из архива ИТАР-ТАСС
К этому моменту судоремонтники уже освоили выпуск товаров народного потребления. Поскольку их не хватало, почти каждое производство обязали выпускать ту или иную продукцию для повседневной жизни граждан. «Звезде» досталась мебель, руками судоремонтников делались кухонные гарнитуры и диваны. Они получили всеобщее признание и пользовались большим спросом из-за оригинального дизайна и фирменного исполнения.

Ремонт на суше

К 1976 году на «Звезде» появился доково-стапельный цех. Ранее суда ремонтировали только у причалов. Оборудование цеха позволило поднимать и спускать суда, или заказы, как называют на заводе ремонтируемые объекты, на воду.

Тогда же построили первый эллинг – здание, в которое можно было завести и поставить на крытое стапельное место подводную лодку или надводные суда. Это уже позволило проводить ремонт круглогодично.

В 1980 году появился второй, более крупный эллинг. Тогда же в строй вступил плавдок "Паллада". Одновременно был построен передаточный стапель и трансбордер, что в совокупности составляет уникальный комплекс, позволяющий поднимать и перемещать суда с доковым весом до 13500 тонн.

Все это время завод снабжал теплом … старый списанный тепловоз. Поэтому событием в истории предприятия стало строительство и запуск центральной заводской котельной. А поскольку «Звезда» - градообразующее предприятие, то финансовыми силами отдела капитального строительства в городе Большой Камень построили Дворцы культуры и спорта. Появились, школы, поликлиника, детские сады. 1989 году рабочий поселок Большой Камень получил статус города.


Страшные для оборонщиков 90-е

Последнее десятилетие прошлого века характеризуется в России развалом промышленности, обороны и экономики. Для «Звезды» это были страшные годы. Модная тогда политика конверсии оборонных предприятий (все ж кругом друзья, зачем нам вооружение?) довела «Звезду» до ручки: завод все больше лишался оборонного заказа и, как следствие, начались длительные задержки зарплаты. Ситуация накалилась до предела, дело дошло до забастовок и митингов.
Акция протеста коллектива завода «Звезда». Фото: Владимир Саяпин/Фотохроника ТАСС
Руководил предприятием в те годы Валерий Маслаков. Спустя годы заводчане считают, что именно ему удалось сохранить государственный статус завода (ведь все могло бы быть просто распродано, разрезано на металл) благодаря умению решать вопросы на самых высоких уровнях. Спасли «Звезду» сначала поиск заказов на стороне, а потом соглашение между Россией и США о сотрудничестве в области сокращения стратегических наступательных вооружений. И завод получил заказ на утилизацию стратегических подводных лодок, выведенных из состава ВМФ России. Сегодня на «Звезде» создан современный универсальный комплекс по утилизации атомных подводных лодок. За годы его существования утилизировано более 40 субмарин.

Валерия Александровича Маслакова автор этих строк знал лично. Поводом для визита журналистов на предприятие были митинги рабочих, угрозы забастовок из-за невыплаты зарплаты. Помню холодный директорский кабинет, в котором он поил нас чаем, рассказывая о положении дел на «Звезде». Он был удивительно доступным для прессы, несмотря на руководство столь серьезным, а главное, закрытым предприятием. Валерий Александрович погиб в 2001 году, по сути, в расцвете лет.

Утилизация отходов

В процессе утилизации атомных субмарин на «Звезде» накапливались жидкие радиоактивные отходы (ЖРО). Они долго время хранились в специальном танкере ТНТ-5, техническое состояние которого оставляло желать лучшего. Создать на предприятии плавучий комплекс по переработке ЖРО помогла Япония. Он, введенный в эксплуатацию в 2001 году, позволил так очищать радиоактивные отходы, что качество очищенной воды соответствовало требованиям нормативов для сброса в рыбохозяйственные водоемы.
Утилизация АПЛ на дальневосточном заводе «Звезда». Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Саяпин
Однако вскоре образовалась еще одна проблема. В ходе утилизации атомных подлодок первого поколения куда-то надо было девать отработанное твердое ядерное топливо. Кроме того, не было технических средств для вывода его из реакторов лодок.

Но в 2003 году ввели в эксплуатацию уникальный береговой комплекс выгрузки топлива из реакторов. Комплекс отвечает всем международным и российским требованиям в области ядерной, радиационной и экологической безопасности.


Современная история «Звезды»

В начале 21 века завод "Звезда" перестраивается на выпуск гражданской продукции: освоено новое судостроение, производился ремонт гражданских судов. Но основным видом деятельности, конечно, остался ремонт кораблей ВМФ.

6 ноября 2008 года предприятие поменяло статус и стало акционерным обществом, где 100% акций принадлежат государству. ОАО «ДВЗ «Звезда» вошло в состав Дальневосточного Центра судостроения и судоремонта.

Сегодня Дальневосточный завод «Звезда» — ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота и единственное на Дальнем Востоке специализирующееся на ремонте, переоборудовании и модернизации атомных подводных ракетоносцев. Завод — сложный, хорошо оснащенный комплекс, имеет развитые корпусное, сварочное, малярно-изоляционное, машиностроительное, литейное, кузнечное, трубообрабатывающее, гальваническое производства.

И, пожалуй, главное, с 2009 года здесь осуществляется глобальный проект строительства суперверфи «Звезда». Это будет крупнейшая верфь в России, ориентированная, прежде всего, на строительство техники для освоения нефтегазовых месторождений, в том числе в Арктике.

Проект создания судостроительного комплекса «Звезда» реализует консорциум инвесторов во главе ПАО «НК «Роснефть» на основании поручений президента РФ Владимира Путина. Все эти перемены, в том числе принадлежность к Дальневосточному центру судостроения и судоремонта, который входит в состав Общества Группы ПАО «НК «Роснефть», вызвали к жизни и новое официальное название предприятия – Судостроительный комплекс «Звезда». Пост гендиректора ООО «ССК «Звезда» занимает Сергей Иванович Целуйко.
Старт закладки судов на ССК «Звезда»

8 сентября 2017 года Владимир Путин принял участие в церемонии закладки на «Звезде» секций четырех судов снабжения ледового класса - «Владимир Мономах», «Александр Невский», «Екатерина Великая» и «Святая Мария» - и запуска в эксплуатацию уникального для России тяжелого достроечного стапеля.

Стапель оснащен семью кранами, в том числе уникальным «Голиафом» грузоподъемностью 1200 тонн, он один из крупнейших в мире (высота 139 метров, длина поперечной балки 230 метров). Пока же максимальная грузоподъемность кранов на существующих российских верфях не превышает 500 тонн.

По словам Владимира Путина, «Звезда» - «это масштабный проект, значимый для всей страны, который уверенно развивается, идет вперед».


Что дальше?

Основу продукции новой верфи составят средне- и крупнотоннажные коммерческие суда для транспортировки грузов, морские буровые разведочные и добычные платформы, суда обслуживающего флота, в первую очередь ледового класса. Важнейшими элементами производственной программы будут специальные танкеры и суда-газовозы для транспортировки углеводородов. Строительство таких судов потребует уникальных технических решений, большинство из которых российскому судостроению предстоит осваивать впервые.

На сегодня портфель заказов судостроительного комплекса «Звезда» составляет 14 судов. Для того, чтобы верфь была экономически эффективной, необходимый объем заказов судов и морской техники нужно довести до 178 единиц к 2035 году. Для этого уже подписаны соглашения с совместным предприятием СК «Звезда» и Hyundai Heavy Industries на выполнение проектно-конструкторских работ для танкеров класса «Афрамакс» на газомоторном топливе. Подписано соглашение и с компанией Samsung Heavy Industries об основных условиях по созданию совместного предприятия по управлению проектами строительства арктических челночных танкеров.
Уверен, что коллектив предприятия хорошо понимает масштаб и важность стоящих задач, сделает все необходимое, чтобы создать здесь конкурентоспособный центр судостроения, готовый производить самую современную и востребованную продукцию. «Звезда» обязательно войдет в число ведущих судостроительных верфей России и мира.
Президент Российской Федерации Владимир Путин
Строительные работы на территории комплекса «Звезда». Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Кадры решают и строят

Подготовкой кадров для ССК «Звезда»традиционно занимаются два учебных учреждения Большого Камня. Филиал Дальневосточного федерального университета и профессиональный лицей – Дальневосточный судостроительный колледж.

- Сегодня практику проходят около сотни студентов со всей России – из Комсомольска-на-Амуре, Санкт-Петербурга, Новосибирска. И, конечно, студенты из Большого Камня. При этом они проходят практику на уникальном высокотехнологичном оборудовании, которое буквально собрано со всего мира, - говорит заместитель главного энергетика ССК «Звезда» Александр Глухов.

Общая численность работников верфи составит до 7500 человек на момент завершения строительства в 2025 году. Но уже в этом году на предприятии трудоустроено порядка 400 человек. До конца 2017 года численность сотрудников составит 1700 человек, большая часть из которых – жители Приморского края.

Как отмечают на предприятии, есть открытые вакансии для специалистов самого широкого профиля, имеющих опыт работы в крупном промышленном производстве и судостроении: инженеры-конструкторы, инженеры-технологи по работе на станках с ЧПУ, нормировщики, экономисты по труду, рабочие высокой квалификации – сварщики, гибщики, судокорпусники. Для тех, кто не имеет такого опыта работы, но готов учиться и переучиваться, организуют курсы профессиональной подготовки по востребованным специальностям. Наряду с этим продолжается строительство СК «Звезда» и сохраняется потребность в специалистах и рабочих строительной отрасли.

Предприятие как участник программы «Повышение мобильности трудовых ресурсов» получило сертификат на привлечение работников из других регионов страны. Финансовая поддержка от государства для каждого такого сотрудника составляет 225 тысяч рублей. Еще 75 тысяч рублей предприятие обязано вложить в работника из личных средств.

По словам руководителя кадровой службы СКК Ирины Кондратенко, в 2017 году в Большой Камень приехали работать 18 специалистов – выпускников Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и Нижегородского государственного технического университета имени Алексеева.


Жилье для судостроителей

Важнейшая задача привлечения и удержания кадров - строительство жилья. И первый жилой дом для работников «Звезды» сдан в эксплуатацию и заселен в 2016 году. Строительство второго закончено в сентябре 2017 года. Всего ведомственных жилых домов будет шесть - на 444 квартиры. Возводятся они за счет средств «НК «Роснефть».

Также в Большом Камне строят 16 четырехэтажных домов и жилой микрорайон «Солнечный» - квартиры здесь будут отдавать не в собственность, а сдавать в аренду.

Большой Камень. Где это?
Седьмой по числу жителей город Приморского края. Население чуть более 40 тысяч человек. Расположен на восточном берегу Уссурийского залива Японского моря, в 104 км от Владивостока.
Названия бухт Большого и Малого Камня и, соответственно, города, пошли от огромного камня (по воспоминаниям очевидцев, он был размером с пятиэтажный дом), возвышавшегося посреди бухты, который был взорван в 1963 году при строительстве завода «Звезда».

Никита Седой для NaDV.ru



Фото обложки: Юрий Смитюк/ТАСС
Яндекс.Метрика