Far Far East
Рассказываем о традициях и особенностях каждого региона - на что обратить внимание, чтобы ваше путешествие прошло идеально
Дикий, неизведанный, такой манящий Дальний Восток… Far East звучит почти как Wild West и обещает немыслимые приключения и открытия. Не об этом ли мечтает каждый путешественник? Об этом? Отлично! Значит настало время почитать о том, как совершить идеальное путешествие на Дальний Восток, не разориться и не стушеваться перед местными традициями.
Приморье

Ассоциативный ряд «море, крабы, правый руль, Мумий Тролль» - это только маленькая деталь паззла под названием Приморье, а именно город Владивосток.

Для азиатских соседей это место стало излюбленным курортом, и потому если вы планируете свой приморский визит летом, бронированием билетов, гостиниц, отелей и даже хостелов следует заниматься за несколько месяцев до поездки. Ближе к сезону заметно возрастают цены и заметно уменьшается количество свободных мест. Авиабилеты, например, для визита в августе стоит покупать уже в начале мая, иначе чуть позже у вас есть шанс заплатить за перелёт более 50 тысяч рублей.

Во Владивостоке обязательны к посещению любые азиатские рестораны. Такова специфика приморской кухни: это стык корейской, японской, китайской кухни, густо приправленной морскими деликатесами с экзотическими названиями типа «кукумария», «трепанг» или «трубач». Это очень вкусно, поэтому пусть эти слова вас не пугают, смело пробуйте - весь Дальний Восток от них в восторге.
Если отправиться в местный ресторан вы решите на арендованном авто, не удивляйтесь, когда в прокате вам достанется праворульный автомобиль. Можно попробовать переучиться…или найти прокат с леворульными авто. Но помните: Япония совсем рядом, и потому ездить на «правом руле» - это традиция, сразу сближающая вас с местными. К тому же многие пит-стопы (ещё одна особенность региона - придорожные ларьки со стрит-фудом) построены с расчётом на праворульные авто.

Вообще город В (так его тоже иногда называют местные, забудьте про Владик) – это город водителей. По этой причине в своё дневное расписание следует закладывать не только время на преодоление дорожного траффика, но и на поиск места для парковки, коих здесь не так уж и много. В некоторых случаях следует проявить смекалку, например, поискать парковочное место на придомовых территориях.
Правый руль и парковка - особенности Приморья. Фото: Мария Бородина/ИА PrimaMedia
Владивосток по своей сути – это некий перевалочный пункт, открывающий путешественникам многие интересные направления. Именно потому в этом городе находятся почти все генеральные консульства стран Юго-Восточной Азии, и оформление визы для поездки в любую из них здесь произойдёт быстрее, чем в Москве. Так что в Приморье обязательно возьмите с собой загранпаспорт - отсюда можно скататься в Японию, Корею или Китай – и обратно к тёплому и светлому Восточному побережью.

О животных. Велика ли вероятность в Приморье встретить живого тигра? Не будем вводить в заблуждение путешественника байками о том, что каждый второй приморец домашнего тигра красной икрой с ложки кормит. Тигры по дорогам здесь гуляют крайне редко. Но, к примеру, посетить Приморский сафари-парк, в котором жили долго и счастливо прославившиеся на всю страну тигр Амур и козёл Тимур, можно всегда. Помимо тигров там есть и дальневосточный леопард – по-настоящему редкий вид нашей планеты.

В Приморском крае находится вторая после Крыма территория, ближе всех расположенная к экватору. За теплом, загаром и купанием сюда можно приехать даже в конце сентября – начале октября. Многие закрывают сезон и вовсе в конце октября, погода и температура воды это позволяют. А если выбить у туроператоров поездку на самый южный российский остров - Фуругельма, то можно на день погрузиться в райское наслаждение сродни Мальдивам или Симиланам, ведь песок под ногами здесь такой же белоснежный!
Хабаровский край

Один из самых спокойных регионов Дальнего Востока – Хабаровский край – отличается довольно резким континентальным климатом: зима здесь отчётливо морозная, а лето жаркое, душное, с особенно злой мошкарой и вездесущим тополиным пухом. В связи с этим периоды с конца весны до начала лета и с конца лета до начала осени считаются подходящими для туризма. К тому же, как известно, в межсезонье можно существенно сэкономить на билетах.

Главный город этого края известен своим мостом через реку Амур каждому россиянину, хоть раз державшему в руках пятитысячную купюру. И тут главное не стушеваться перед хабаровчанином, который спросит: «А кто изображён на обратной стороне купюры?». Героев надо знать в лицо. На лицевой стороне банкноты изображён памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьёву-Амурскому.

Хабаровск неоднократно получал звание самого благоустроенного города России, чем его жители очень гордятся. К сожалению, несколько лет назад он также получал звание самого дорогого для жизни в России. И к этому нужно быть готовым. Из хабаровского аэропорта, известного как Новый, добраться до города можно общественным транспортом или такси. Расстояние до центральной части города от аэровокзала – 9 км, до железнодорожного вокзала – 8,5 км. Поездка занимает около 20 минут. Но цены на такси стартуют от 1100 рублей. Дешевле вам обойдётся машина, заказанная через «Яндекс-такси».
А вот на поиски настоящей местной еды придётся отправиться в край, где живёт местный малочисленный народ – нанайцы. Рыбалка – их главный промысел. Настолько главный, что даже месяцы названы в честь разных видов рыб. По традиции, встречая гостя глава семьи готовит национальное блюдо – талу (сырая рыба и черемша, заправленная соусом и специями).

Нанайцы – радушные и гостеприимные люди, обязательно угостят путника супом из крапивы с мясом и грибами, а также познакомят с амурской рыбой с необычным названием верхогляд в составе блюда, приготовленного на шабане.

Найти максимально открытых к общению с приезжими нанайцев можно в селе Сикачи-Алян. Неподалёку от этого места, кстати, сохранились петроглифы, древнейшим из которых уже исполнилось 14000 лет. Изображения лошадей, шаманских масок, лосей, охоты нужно искать на базальтовых породах по берегу Амура. Указателей здесь нет, так что можно попросить местных за пару-тройку сотен рублей побыть проводником. А всего лучше записаться на экскурсию в музее Сикачи-Алян к тому, кто доподлинно знает нанайские былины и легенды. Туры в Сикачи-Алян стартуют прямо из Хабаровска, и это самый простой способ попасть в гости к коренным жителям.
Петроглифы Сикачи-Аляна. Фото: Сергей Балдин / Фотобанк Лори
Камчатка

Камчатка – конец географии. В этом суровом краю даже в августе на сопках лежит снег. Путешественнику стоит сразу приучить себя к дальневосточному слову «сопка». На Камчатке сопками называют даже действующие вулканы, например, знаменитую своими живописными извержениями Ключевскую сопку.

Вообще здесь всё будто норовит уничтожить человека, или хотя бы сделать его жизнь максимально напряженной: в озёрах бурлит кислота, земля под ногами горит, зимой снег засыпает города по самые крыши. Даже цены в магазинах грызутся так, будто желают заморить голодом (поэтому стоит также тщательно просчитать бюджет на поездку). Возможно именно поэтому на Камчатке взаимопомощь стала частью характера людей и даже своеобразным культом. Тут принято помогать ближнему. Поэтому одинокого человека, решившего заняться на Камчатке автостопом, обязательно кто-нибудь подберёт и докинет до нужного места.

Так можно при большом желании добраться без дорогостоящих экскурсий к подножиям двух вулканов недалеко от Петропавловска-Камчатского. Авачинский и Корякский вулканы – единственные на всём полуострове вулканы с доступным проездом, расположенные недалеко от краевой столицы. Остальные можно увидеть только с высоты птичьего полёта.

Откровенно говоря, туризм на Камчатке доступен только состоятельным людям, так как все ценнейшие достопримечательности – вулканы, гейзеры, Долина Смерти, знаменитое Курильское озеро – разбросаны по всему полуострову, и в большинство мест добраться можно лишь на вертолёте. Полёты на МИ-8 считаются удовольствием не из дешёвых. Так, часовой полёт на рейсе регулярного сообщения из Петропавловска, например, в посёлок Озерновский неподалёку от Курильского озера обходится камчадалам в 7000 рублей, а приезжим в 14000 рублей. Суровый край с суровыми ценами.
Ружьё и собака на Камчатке – это обязательное средство самозащиты (этот лайфхак, пожалуй, жизненно необходим). Стоит учитывать, что фальшфейер красного огня, который обычно держат при себе экотуристы, посещая природные достопримечательности, на Камчатке не считается средством спасения от диких животных. Только хардкор, только ружьё. А ещё лучше – местный опытный гид с ружьём. И собакой.

Кстати, о животных. Не всё на Камчатке, конечно, пытается уничтожить путешественника. Именно в этом суровом краю обитают чуть ли не самые дружелюбные и милые создания на планете – американские суслики, получившие от местных прозвище «евражки». Здесь их можно встретить у подножий вулканов, на равнинной местности. Отправляясь в поход, берите с собой орешки, да побольше, чтобы получить максимум положительных эмоций от общения с этими чудесными зверьками.

А теперь о самом главном… Об икре. Гостю из центральной России предстоит научиться разбираться в видах красной лососёвой икры, коих на Камчатке насчитывается пять: икра нерки, кеты, горбуши, чавычи и кижуча. Местные советуют не покупать икру в магазинах, она, как правило, «сходит с конвейера», а икра, по их мнению, не должна производиться на заводе. Следовательно, стоит изыскивать способы добыть икру напрямую у местных дельцов, заготавливающих её самостоятельно. Такой деликатес обычно делается с любовью, как для себя, и стоит дешевле, чем в магазинах.
Евражка. Фото: Николай Винокуров / Фотобанк Лори
Якутия

Якутия – это не только ценный мех и алмазы, но и ледяные арктические пустыни, дебри сказочной тайги, непокорённые горные цепи, белые ночи и конечно… люди с чистыми как снег сердцами. Сердцами морозоустойчивыми и любящими вечную мерзлоту.

По-настоящему тяжело придётся путешественникам-веганам. Греться изнутри «травоядным» нечем. Если честно, быть веганом в Якутии опасно для жизни так же, как гулять пешком по обочине дороги просто, чтобы полюбоваться видами. Здесь у автомобилистов на все 100% работает негласное правило: если видишь кого-то, кто идёт вдоль дороги (а ещё хуже – трассы) пешком, остановись и подвези. Мечта автостопщика!

Автомобили в Якутии – в основном «японки», так как ближайшая таможня находится во Владивостоке. Здесь любят «крузаки» (так на Дальнем Востоке называют Land Cruiser). Но такая машина стоит дорого, так что часто на дорогах можно встретить старые добрые российские УАЗы.

Настоящим адом для веганов станет осознание непривычной для европейцев вещи: якуты едят жеребятину. Они считают лошадь священным животным, хранителем домашнего очага, помощником по хозяйству и… кормильцем в прямом смысле слова. А вот оленеводством якуты не занимаются. На самом деле этот кочевой стиль жизни близок коренным малочисленным народам, не имеющим определённой территориальной привязки (эвены, эвенки, юкагиры, долганы). Хотя с недавних пор именно в Якутию оленеводы ездят обучаться эту древнему ремеслу – погону оленей.
Чукотка

Что может быть суровее Камчатки? Только Чукотка. Климат здесь точно не для теплолюбивых, а перелёт долгий и дорогой (около 8 часов и более 40 тысяч рублей туда-обратно). Потому на Чукотку забираются настоящие искатели приключений, в детстве мечтавшие о покорении Северного полюса.

Столица округа – город Анадырь. Анадырь и аэропорт находятся на разных берегах Анадырского лимана. Зимой можно сэкономить время поездки: прямо по замёрзшему льду можно доехать до Анадыря за 20 минут, а летом от одного берега к другому ходит паром «Камчатка», и дорога занимает тоже около 20 минут.

Общественный транспорт в Анадыре бесплатный, летом автобусы ходят три раза в день, а зимой два – утром и вечером. В остальное время можно пользоваться очень дешёвым такси, которое за 100-150 рублей отвезёт в любую точку города.

Большую часть года Чукотка утопает в снегу, и кроме всеобъемлющего белого цвета глазам не за что зацепиться. Поэтому Анадырь разноцветный, дома гармонично разукрашены всеми цветами радуги и призваны хоть немного радовать местных жителей.
Именно здесь, в Анадыре, находится самый дорогой супермаркет в России – «Мариинский». Сюда стоит зайти на экскурсию, чтобы потом забыть увиденное как страшный сон.

А теперь самый удивительный факт: крабов на Чукотке ловить куда проще зимой, чем летом. Достаточно просто выехать на лёд, сделать лунку, поместить туда экран с приманкой и получить свой огромный улов почти сразу.

Почти всё перемещение по Чукотке завязано на самолётах. От Анадыря до посёлка со сказочным названием Эгвекинот можно добраться на «Твин Оттере» за 1 час 10 минут. Никакого другого пути, кроме воздушного, нет. Теоретически по земле можно попробовать добраться на вездеходах за несколько дней, однако успех такой экспедиции не гарантирован.

В Эгвекиноте есть только одна дорога протяжённостью в 200 км. Интересно, что местные называют районы и остановки номерами километров. Так выражение «едем на пятый (километр)» будет означать «едем в аэропорт». Машины зимой не глушат – это жизненная необходимость в условиях низких температур, и в основном здесь все передвигаются на крупнограбаритных внедорожниках с высокой посадкой. За пределами столицы округа вместо традиционных автобусов в качестве общественного транспорта задействованы КамАЗы с пассажирским салоном и установленной внутри рацией для связи с водителем.

Эгвекинот окружён сопками, и именно здесь можно найти достаточно необычное развлечение для Крайнего Севера – чукотские горнолыжные курорты. Неужели здесь реально кататься? Ещё как! Подняться на сопку можно либо на подъёмнике, либо на снегоходе, а потом – 7 километров спуска по идеальному снегу вдали от цивилизации.

Одно из стоящих событий Чукотки – это ярмарка оленеводов «Эракор». Проводится она в конце февраля – начале марта. Раз в год недалеко от поселения Амгуэма прямо на льду появляется чукотское стойбище. Здесь проводятся гонки на оленьих упряжках, чукотские бои, выставка-продажа изделий народного промысла. Добраться до места проведения ярмарки можно на «Трэколе» (чудо отечественного автопрома) примерно за три часа. Как и во всех поселениях за пределами Анадыря, на ярмарке чукчи охотно фотографируются. Так что можно не переживать о том, что камера кого-то смутит.
Посёлок Эгвекинот. Фото: Мазаев Никита / Фотобанк Лори
Амурская область

«Амурка» - так ласково называют дальневосточники область, которую далёкие путешественники запросто путают с Хабаровским краем. Не стоит. В Амурской области есть БАМ и даже настоящее кладбище динозавров. Заправляет всей этой смешанной экзотикой город Благовещенск, откуда и начинаются все путешествия по области.

Попасть в Благовещенск можно поездом или самолётом. Аэропорт в 15 км от города. В Благовещенске весьма популярен выездной туризм, и это неудивительно. Ближайший китайский город-сосед Хэйхэ расположен на другом берегу Амура. Сюрприз: для посещения Хэйхэ виза россиянам не нужна, только загранпаспорт и некоторая сумма денег на тусовки. Туристы отправляются сюда погулять, отобедать в местных «чифаньках» (народное название китайской забегаловки), отмокнуть в китайских банях и повеселиться на дискотеках. Есть лишь одно условие: нельзя покидать город и перемещаться за его пределами по Китаю. Хотя любители пощекотать нервы всё же с риском пробираются в Китай на велосипедах, авто и даже пешком. Но этот риск того не стоит.

Благовещенский Речной порт и таможня открыты с 8:30, а перевозку пассажиров с мая по октябрь осуществляет теплоход «Амур» - самый популярный из-за своей низкой стоимости вид транспорта. На нём до Китая… 15 минут. С января по март попасть в Хэйхэ можно, преодолев понтонный мост на автобусе. Парадокс, но время между городами-побратимами отличается на два часа. И это обязательно нужно учитывать, обдумывая план поездки, ведь у таможни тоже есть обеденное время.
Вид на китайский город Хэйхэ со стороны Благовещенска. Фото:Дина Рогатных/Фотобанк Лори
Магаданская область

О чём думает обыватель из центральной России, когда слышит слово Колыма? Определённо о тяжёлой доле хорошего человека, воспетой звёздами русского шансона. А вот жители современной Колымы взяли и сделали лагерную культуру настоящим брендом региона! С одной стороны, поиронизировав над всей «блатной культурой», а с другой - отдав дань отцам и дедам, попавшим сюда в прошлом веке не по своей воле.

Самый экстремальный и нестандартный способ добраться до Магадана – это выехать из Якутска и преодолеть 2000 км по Колымской автодороге М-56. Тайга да километры, тундра, бесконечные сопки и некоторая меланхолия. В поселениях вдоль всей трассы можно отыскать весьма необычные музеи: Черкех сохранил память о быте – печки, столы, лежанки ссыльных, в Тополином (в районе поселка Хандыга) ещё осталась колючая проволока, бараки и сторожевые лагерные вышки, в Тёплом ключе находится музей «Магаданская трасса», а шахтёрский город Кадычан превратился в город-призрак как Детройт.

Что точно стоит сделать в Магадане так это приобрести сувенирную продукцию с совершенно дерзкими лозунгами типа «Пасть порву, моргала выколю», «Вот будете у нас на Колыме…» и что-то в этом духе. Оценить самоиронию колымчан – дело хорошее, но лучше лишний раз на тему лагерей в шутливой форме ни с кем не заговаривать. Всё-таки в лагерной истории Колымы приятного мало. Любой житель Магадана посчитает правильным дать совет посетить 15-тиметровую скульптуру «Маска Скорби» - памятник жертвам политических репрессий. Эта конструкция поражает, и чтобы не испортить впечатления, не будем рассказывать, чем именно.
Еврейская автономная область

Думаете, Святая Земля, благословенный Израиль стал первым государством евреев? Таки нет. Несмотря на то, что сейчас на идише во всей области от силы говорит несколько сотен человек, впервые еврейский народ получил право обладания территорией именно здесь, в 1928 году.

Еврейка (почти как Амурка, только Еврейка) - это скорее вырванная и спрятанная страница из путеводителя для туриста, чем открытая книга. Возможно потому некоторым она кажется такой манящей. Туристический потенциал этой части Дальнего Востока существенно ниже соседствующих территорий. В конце концов, в столице области – Биробиджане – даже нет аэропорта. Добираться сюда приходится из Хабаровска, так как биробиджанский аэропорт «Жёлтый Яр» не функционирует. А это ни много, ни мало 200 км.

Вариант такой – сесть на электричку за 450-500 рублей или прыгнуть в автобус, который за 300 рублей довезёт до нужного места. По Транссибу от Хабаровска до гостеприимного биробижданского вокзала с огромной менорой (так называется еврейский подсвечник, символ скитания богом избранного народа) ехать 2,5 часа.

Стоит ли усиленно пытаться отыскать в Биробиджане традиционную еврейскую кухню? Можно попытаться, но здесь крайне мало заведений, которые позиционируют себя так. В основном, как и везде на Дальнем Востоке, здесь преобладает азиатская кухня, но в нескольких ресторанах можно обнаружить фалафель и хумус. Есть магазины с еврейскими названиями, например, «Цимес». И фасады украшены звёздами Давида. И названия улиц дублируются на идише (но как уже упоминалось, говорит на нём не больше 1% населения области).

Железнодорожный вокзал Биробиджана. Фото: Алексей Гусев / Фотобанк Лори
Сахалин и Курилы

Остров Сахалин полностью соответствует настроениям тех путешественников, которые стремятся удалиться от больших городов, классических музеев и суеты этого бренного мира. Долететь до Южно-Сахалинска из Москвы означает совершить большой подвиг, после которого хочется только отдыхать… Правда отдых здесь будет откровенно недешёвым. Как и все крайние восточные точки страны, Сахалин отличается высокими ценами на всё по логистическим причинам – всё-таки это остров.

В Южно-Сахалинск лучше всего отправляться на зимние курорты. Находясь во Владивостоке, кстати, можно прямо в сезон поймать довольно недорогие билеты по акциям и улететь на Сахалин по стоимости 8000 – 10000 рублей туда и обратно. Японцы и дальневосточники обожают летать на чудо-остров покататься на лыжах и сноубордах. Как раз здесь находится один из лучших зимних туристических комплексов «Горный воздух», откуда открывается роскошный вид на сопки и столицу области. Комфортная зимняя температура здесь 8 -12 градусов мороза. Как в Европе!

Если взять внедорожник или поймать попутку (местные приветливые водители вполне дружат с автостопом – и это хороший способ сэкономить на Сахалине), то можно доехать до южного мыса Крильон с одиноким маяком на краю земли и увидеть за туманом…Японию! До Хоккайдо здесь рукой подать. Хочется немного обогатиться или хотя бы почувствовать себя искателем драгоценностей? На автобусе или всё тем же автостопом можно добраться до села Стародубское, где в буквальном смысле слова под ногами лежит янтарь.

Интересный бюджетный способ провести время – прогулка по старой железной дороге Южно-Сахалинск – Холмск. Главное внимательно следить за тем, чтобы конструкции под ногами были целыми.

Непостижимая красота в сочетании несочетаемого – бамбук, кипящие источники и снег, безжизненные скальные породы, похожие на лунные кратеры и тропическая цветовая гамма побережья… Всё это Курилы.

Архипелаг включает в себя острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и островную группу Хабомаи, но открыты к посещению только первые три (условно, фактически первые два). Хотя и про эти острова говорят: «сложно попасть, ещё сложнее – выбраться». Курилы считаются пограничной зоной, въезд сюда возможен только по пропускам, которые нужно получать у пограничников в Южно-Сахалинске за месяц до отправления на Курилы.

Без пропуска можно находиться только в Курильске и Южно-Курильске, при условии, если не покидать их пределы. Личное присутствие при получении пропуска не требуется, однако кому-то от имени потенциального путешественника придётся посетить погрануправление с копией паспорта, заявлением на получение пропуска и, возможно с дополнительными документами (правила периодически обновляются и актуальность перечня документов нужно проверять).

Без пропуска не получится приобрести билеты ни на самолёт, ни на пароход. При наличии благоприятной погоды добираются до Курил по морю и по воздуху. Самолеты авиакомпании «Аврора» летают на Итуруп 4 раза в неделю, на Кунашир – 5. Но на деле такое расписание очень условно: задержки рейсов на неделю считаются вполне обыденным явлением, так как тихоокеанская погода крайне неустойчива. Потому при планировании путешествия стоит закладывать лишнюю неделю на вылет из Южно-Сахалинска и полторы недели на возвращение с островов. Билеты лучше всего приобретать через туроператоров, так как у них есть субсидия и потому их билеты почти в 2 раза дешевле, чем билет для самостоятельного путешественника, и стоят около 15000 рублей туда и обратно.

На Шикотан, где, кстати, находится тот самый искомый всеми «Край Света» (это название мыса), самолёты не летают, но раз-два в неделю из порта Корсаков выходят теплоход «Игорь Фархутдинов» с остановками на всех островах. Билеты на теплоход дешевле, чем на самолет почти в 4 раза, так что в сезон очереди за ними просто зверские!

Кунашир лучше всего исследовать на квадроцикле, так как передвигаться иными способами, продираясь через курильский бамбучник (чисто местное слово, не путать с бамбуком), довольно сложно. Это почти как по джунглям без мачете.
Вулкан Атсонупури на острове Итуруп. Фото: Владимир Серебрянский / Фотобанк Лори
На самом большом острове Курильской гряды – Итурупе – есть 9 вулканов, самый популярный из которых – действующий вулкан Баранского – расположен удобно, прямо в сердце острова. Подниматься на его вершину для того, чтобы познакомиться с дерзким характером вулканов, совсем не обязательно. Достаточно прогуляться по его окрестностям, чтобы увидеть фумаролы (трещины с испаряющимся вулканическим газом) и горячие источники. Здесь же расположены сероводородные минеральные озёра, из которых берёт начало река, образующая термальные водопады, «горячо» любимые жителями и гостями острова.

Безусловно Курилы и Сахалин в первую очередь ассоциируются с красной рыбой и икрой, однако это не единственное морское лакомство. Палтус – дорогая, сытная и очень вкусная рыба, вылавливается именно здесь, у берегов Охотского моря. Ходить на охоту за палтусом (а судя по габаритам рыбы – это ни что иное как охота) принято в компании, чтобы вытаскивать гиганта не пришлось в одиночку. Самый классический рецепт приготовления палтуса на Курилах – шашлык на открытом огне. Соль и перец по вкусу.


Полина Рыжая для nadv.ru


Фото обложки: Александр Хитров/nadv.ru
Яндекс.Метрика