Интервью nadv
Ветер, море, чайки, пушки
Композитор Мариос Иоанну Элиа о том, как он слушал город и создавал "Звуки Владивостока"
Кипрский композитор Мариос Иоанну Элиа создал во Владивостоке уникальный культурный проект. Он собрал вокруг себя сотни единомышленников и снял музыкальный фильм, который получил восторженные отзывы европейского арт-сообщества и международных медиа. О том, с какими приключениями он столкнулся на Дальнем Востоке и как создавал фильм "Звуки Владивостока" на берегу Японского моря и в студии в Лондоне, Мариос Элиа рассказал NaDV.
1
О Владивостоке
О Владивостоке мне рассказал кто-то из моих коллег в Афинах. Для европейцев это город на самом краю света, уж слишком далеко он находится от Европы. Для меня он, прежде всего, интересен своей историей и культурным бэкграундом, его географическим положением, военно-морскими традициями, уникальным интернациональным характером и в целом значением региона Дальнего Востока в мире. Я думаю, благодаря этому Владивосток имеет совершенно особенный, уникальный характер.

Идея использовать целый город в качестве сцены для музыкального перфоманса для моего творчества не нова. Мои музыкальные произведения исполняются не только в концертных залах. Зачастую площадками для исполнения становятся главные городские здания или другие символы разных городов, где я работаю. Например, я создавал музыкальные перфомансы в аэропорту Зальцбурга и на Венском колесе обозрения в Австрии, в самой высокой в мире церкви в германском Ульме.

Мариос Иоанну Элиа
Кипрский композитор, доктор философии, автор 75 музыкальных произведений. С 2013 по 2015 годы занимал пост художественного руководителя проекта Культурная столица Европы.
К участию в моих проектах я приглашаю множество местных музыкантов — так они становятся частью звучания их родного города. Например, в немецком Манхайме я задействовал более 100 школьников, которые специально готовились к участию в перфомансе целый год. Дело в том, что в этом немецком городе в 1886 году был выпущен первый в мире автомобиль. К столетию этого события при поддержке автомобильного концерна Daimler AG я создал проект "Autosymphonic", в котором приняли участие 290 музыкантов и 80 автомобилей. Все происходило на площади более 65 тыс. км.
"Autosymphonic"
Проект Мариоса Элиа и автомобильного концерна Daimler AG
2
О музыке города
Я люблю сложные проекты — когда у тебя множество идей, но реализовать их сложно. В своей заявке для арт-резиденции "Заря" я описал свою идею создать музыкальный проект для целого города, и они заинтересовались и пригласили меня.

В моем музыкальном перфомансе во Владивостоке должен принимать участие весь город. Мне хотелось задействовать как можно больше горожан, музыкантов, охватить множество локаций, объединить повседневное звучание города с музыкой, создать мозаику из звуков. Но на практике невозможно привезти оркестр на лёд застывшего залива и записать шум ветра вместе с игрой музыкантов. Поэтому фильм стал единственной возможной формой собрать все эти звуки вместе.

После того, как я получил приглашение, началась работа над проектом. Одна только подготовка заняла три месяца. С декабря по февраль 2017 года я подготовил структуру основной мелодии. Она была написана для оркестра, церковных колоколов, хора и барабанов. В это же время я изучал историю города, составлял план работы, назначал встречи, искал спонсоров и подбирал команду организаторов.

С этим пакетом планов я приехал в марте во Владивосток. Все оборудование, необходимое для съемок, мы привезли с собой. Первым делом я стал прислушиваться к звукам нового города, старался узнать его, делал пробные записи. Одной из важных частей этого этапа подготовки стало знакомство с горожанами. Я старался узнать, как они воспринимают то, что видят и слышат каждый день. Я провел открытую встречу, где призвал всех жителей города принять участие в проекте - присылать мне аудио, видео и фото их любимых звуков и мест в городе. Откликнулось более 100 человек. Они приходили ко мне с предложениями, писали письма — за это я хочу сказать им всем огромное спасибо. Из этих материалов я выбирал то, что подходило под время года, основную мелодию, придуманную мной, что было интересно и уникально для города, каким я его увидел. Я встречался с хорами, оркестрами, ансамблями национальной музыки, рок-музыкантами из Владивостока. Для меня было важно стать одним из них, обычным жителем Владивостока.
«Звуки Владивостока» — это аудиовизуальный проект композитора Мариоса Иоанну Элиа и режиссера Костиса Николаса. В шестиминутном видео звучит симфония, состоящая из «голосов» города: шума моря и порта, крики чаек и рык тигра, звук шагов по льду залива и скрежет боевых пушек, гудки кораблей и игра симфонических оркестров, голоса хора и гитарные рифы рок-музыкантов.
Поначалу нас часто останавливали полицейские, их очень интересовало, чем мы занимаемся. Однажды, когда нас остановили на Корабельной набережной Владивостока во время съемки кораблей, я попытался объяснить, что мы делаем фильм. Но из-за того, что я не знаю русский, а они — немецкий, английский или греческий, мне пришлось прибегнуть к другому методу объяснения. Я стал говорить им ассоциации: "Айвазовский", "Врубель", "Пушкин", "Чайковский". И после этого они что-то проверили и сказали, что мы можем следовать дальше.

Был еще один момент, связанный с тем, что я не говорю по-русски. В одной из церквей мне понравился звук колоколов, и я решил увидеть, как они работают, посмотреть на них поближе. Пытался объяснить это смотрительнице храма, но она выставила меня на улицу.
В Приморском сафари-парке мы в прямом смысле столкнулись с тигром мордой к лицу. Мы долго ждали, когда он зарычит, чтобы записать этот звук. В какой-то миг он прыгнул в нашу сторону и просунул лапу через решетку. Нас разделяли какие-то 50 сантиметров. Оборудование для записи звука упало, мы были в шоке! И это, кстати, тот самый момент, который вы видите в фильме. Там можно "поймать" момент, когда этот огромный амурский тигр смотрит прямо на вас.

Еще один инцидент случился у маяка "Токаревская кошка". Мы приехали туда рано утром, чтобы сделать запись "чистой", пока город спит. Залив уже начал освобождаться ото льда, я попытался перебраться с одной льдины на другую и упал в воду. Я моментально замерз до смерти! Мои коллеги помогли мне выбраться, посадили меня в машину, включили печку и вызвали скорую. Обошлось без особых последствий, правда, мне всё-таки пришлось несколько дней провести дома.
3
О том, как свести воедино звук и видео
Уже в процессе сбора звуков и фактуры я чувствовал, что получится хороший проект. Когда мы закончили основную работу, стало ясно, что у нас достаточно отличного материала. Даже слишком много: более 600 записей с 80 локаций. После обсуждения мы решили, что будет лучше сделать короткий фильм — это показалось нам более практичным, ведь тогда фильм можно было гибко презентовать в разных контекстах.

Работа во Владивостоке была окончена и для обработки материала мы с Костисом Николасом отправились в Лондон. Я работал со звуками в одной из лондонских студий, которой руководил Ник Элиа. Сначала я отслушал все 600 записей и выбрал самые удачные. В итоге оказалось, что у меня есть, например, несколько хороших записей звуков моря, "разговора" чаек, выстрела пушки.
Сначала я отслушал все 600 записей и выбрал самые удачные. В итоге оказалось, что у меня есть, например, несколько подходящих записей звуков моря, "разговора" чаек, выстрела пушки.
Все они были разложены и систематизированы в библиотеку с обозначением их характеристик по музыкальным параметрам: шаг, динамика, продолжительность, тембр. На специальной "карте" я видел, где они были записаны. После я выбрал, что лучше ложится на основную мелодию, например, "хор" чаек или "голос" лишь одной из них. Затем я стал объединять лучшие элементы вместе, чтобы они стали одним целым, создали гармонию с основной мелодией. Параллельно тем же самым, но с видеорядом, занимался оператор Костис Николас. Он тоже создал библиотеку, откуда выбирал лучшие записи. В итоге мы свели звуковой и визуальный ряды — на это потребовалось около двух месяцев интенсивной работы. Весь постпродакшн занял около шести месяцев — с июля по октябрь.
4
О презентации фильма
С готовым проектом для презентации мы приехали во Владивосток в декабре. Премьера имела большой успех жителей города и получила хорошую прессу. После этого нас пригласили показать фильм и на других открытых площадках: это был и центр современного искусства "Заря", и Пушкинский театр, и городская библиотека, и Приморская краевая филармония, и кинотеатр "Владивосток". В общей сложности мы показывали фильм десять раз в течение двух недель. И везде были полные залы!

Кстати, специально для презентации в кинотеатре "Владивосток" компания Dolby перевела фильм в формат Dolby Atmos. В это время кинотетр открывал новый зал, который оснастили необходимой звуковой аппаратурой, и "Звуки Владивостока" стали первым фильмом, на котором ее опробовали. Поэтому адаптацию фильма компания сделала в Англии, а затем обновленный проект был отправлен в Москву на "Мосфильм", где прошла проверка в эталонном зале звучания Dolby.
О "Звуках Владивостока" в это время говорили многие местные издания. В то же время о проекте услышали в CNN Greece и выпустили 15-минутный репортаж о нашем фильме. Он долгое время был среди главных новостей на сайте CNN. После о "Звуках Владивостока" я рассказал на СBC и Mega Cyprus TV, национальном телевидении Кипра, и поговорил с корреспондентам популярной кипрской газеты Politis Phileleftheros.

После того, как проект получил международную известность, мы получили приглашение стать почетными гостями фестиваля греческих фильмов в Берлине. На открытии фестиваля прошла европейская премьера "Звуков Владивостока", она тоже имела большой успех: зал аплодировал нам в течение нескольких минут. Затем по просьбам зрителей организовали еще два показа в Берлине. Известная певица Вики Леандрос была среди публики и она очень тепло отозвалась о нашей работе.

Во время фестиваля нас также пригласили представить проект в Мюнхене, Афинах, Франкфурте. Известный культурный портал Германии Kulturexpresso Berlin написал большую статью о проекте и назвал его «монументальной работой».
"Мариос Иоанну Элиа, вундеркинд современной музыки, создал уникальную музыкальную работу, в которой весь город участвует со своими музыкантами и своими «собственными» звуками".
CNN Greece
После Берлина я представил проект в Москве в финале премии «Серебряный лучник». Изначально фильм получил Гран-при на дальневосточном этапе. Победа на региональном уровне для меня была важна, так как я делал проект для региона — и его признали лучшим именно здесь. А затем мы поехали защищать проект в Москву, и я считаю, что это хороший уровень для культурного проекта, когда он презентуется наравне с "Аэрофлотом", Московской биржей и другими крупными компаниями. В финале премии наши "Звуки Владивостока" получили признание у студенческого жюри. Это значит, что будущее поколение России выбрало его как лучший проект — и это замечательный результат. В то же время члены жюри сказали, что это был самый оригинальный и креативный проект, и они отметили, что очень важно, чтобы его увидело как можно больше людей. Сейчас мы в процессе поиска стратегии менеджмента для того, чтобы презентовать фильм на фестивалях и событиях в разных странах.
5
О планах
Благодаря популярности проекта "Звуки Владивостока" о нас узнали в Японии, и меня пригласил сделать похожий проект арт-центр японского города Киото. Мы уже работаем над его организацией. В Японии мне было бы интересно работать осенью, с сентября по ноябрь, меня интересуют буддистские храмы и культура гейш.

Во время встреч и презентаций во Владивостоке горожане часто просили меня создать для города масштабный проект. Мне пришла идея организовать летом музыкальный перфоманс, в котором будут задействованы морские суда: парусники, яхты, и, конечно, музыканты. Это событие может стать красивым выпускным балом для выпускников школ и университетов. Знаю, что подобное происходит в Санкт-Петербурге и называется "Алые паруса". Праздник для Владивостока будет совсем иным, будет пропитан духом города, его уникальной историей. Это будет музыкальный рассказ о прошлом, настоящем и будущем Владивостока.

Кроме того, сейчас у нас идет обсуждение новой — летней — версии "Звуков Владивостока". В частности, мы разговаривали об этом с руководством Тихоокеанского туристического союза и мэром Владивостока Виталием Веркеенко.
И еще один мой проект ждет реализации во Владивостоке. В прошлом году Приморская краевая филармония попросила написать симфонию для исполнения в рамках Восточного экономического форума. Я написал первую ее часть. Она называется "Варяг" и посвящена истории легендарного крейсера и флагмана Тихоокеанского флота. Но представить ее тогда не представилось возможным, поэтому премьеру назначили на 24 мая этого года, и она будет приурочена ко Дню национальной письменности, когда состоится открытие новой сцены филармонии. Возможно, будут и вторая и третья части "Симфонии Флота". Произведение будет исполнено Тихоокеанским симфоническим оркестром и академическим хором Дальневосточного федерального университета.
Я знаю Владивосток и его культурный потенциал, людей, которые живут там. Верю, что город достоин стать крупным культурным центром Азии.
Интервью — Инга Веланская,
Фото — Татьяна Ходова, Михаил Самошкин
Яндекс.Метрика