Сенаторы настоятельно рекомендуют…
Разбор рекомендаций Совета Федерации развитию Дальнего Востока
Совет Федерации РФ издал постановление после выступления в рамках «правительственного часа» министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки. В документе содержится ряд рекомендации Правительству РФ. NaDV.ru выделил и объяснил наиболее важные из них.
… сформировать «дальневосточные разделы» в новых госпрограммах
Совет Федерации рекомендует правительству РФ завершить работу по формированию в государственных программах так называемых дальневосточных разделов. «Дальневосточные» - это выделенные, «привязанные» к регионам ДФО разделы в федеральных госпрограммах.

- Например, госпрограмма по развитию здравоохранения будет в специальном разделе конкретизирована применительно к специфике ДФО. То же самое будет сделано еще по 26 госпрограммам, - заявил глава Минвосткоразвития России Александр Галушка.

Специальные разделы госпрограмм призваны обеспечить развитие Дальнего Востока в сфере образования, спорта и культуры, строительства и так далее. Появление таких разделов полпред президента в ДФО Юрий Трутнев объяснял необходимостью в комплексном развитии макрорегиона, так как у одного лишь Минвостокразвития РФ не хватит на это средств и полномочий.
В России действует более 40 госпрограмм. В 27 из них должны появиться «дальневосточные» разделы.
Внимание в том числе Совета Федерации к вопросу о спецразделах не случайно, поскольку работа над их формированием несколько затянулась. На данный момент «дальневосточные» разделы есть в 23 госпрограммах из 27 с финансированием в 645 млрд рублей.

Впрочем, за этими цифрами стоят конкретные объекты, например, первая в мире плавучая АЭС и развитие электросетей на Чукотке, расширение Всероссийского детского центра «Океан» во Владивостоке или электролиния Оротукан – Палатка – Центральная на Колыме, которая вошла в госпрограмму «Энергоэффективность и развитие энергетики». В дальневосточные разделы включат и комплексные планы развития регионов ДФО, которые местные власти должны подготовить до 1 февраля 2018 года.

25 ноября глава Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о появлении разделов в 27 госпрограммах.

Федеральные министерства сформированные «дальневосточные разделы» должны представить в Правительство до 15 апреля 2018 года.
… модернизировать и построить пункты пропуска
Сенаторы отмечают, что пункты пропуска через госграницу на территории Дальнего Востока необходимо реконструировать, оснастить, а в некоторых регионах и построить с нуля. Парламентарии призывают восстановить финансирование этих работ в рамках госпрограммы «Государственная граница Российской Федерации (2012–2021 годы)».

По данным Правительства РФ, из 46 пунктов пропуска через госграницу на Дальнем Востоке только четыре соответствуют нормативным требованиям. При этом инфраструктура 35 объектов находится в неудовлетворительном состоянии.

В программе «Государственная граница Российской Федерации (2012-2021 годы)» было предусмотрено обустройство лишь 15 пунктов пропуска. Однако и этот список, по сообщению Минвостокразвития РФ, был урезан, так как не было выделено бюджетное финансирование.

Сенатор Людмила Талабаева подчеркнула, что на Дальнем Востоке много частных пограничных переходов, которые государство не контролирует должным образом.

- Мы говорим о туристической привлекательности регионов, между тем у нас сутками стоят автобусы на границе. Ведь граница – это лицо государства. От того, что пункты пропуска частные, на них не может распространяться госпрограмма по финансированию обустройства госграницы. Необходимо разобраться с этими частными переходами, чтобы возобновить госпрограмму, - отметила Людмила Талабаева.

Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев
7 декабря на совещании по вопросу развития пунктов пропуска и портовой инфраструктуры Приморья заявлял о необходимости привлечения частных инвесторов для модернизации погранпереходов.

- Частные инвесторы - те, кто заинтересован в строительстве перехода, берут на себя вопросы финансирования строительства, но передают переходы в собственность государства, а государство платит за это в течение определенного срока, то есть берет концессию. Это вполне возможная схема, её параметры необходимо рассчитать с точки зрения возвратности инвестиций. Такие предложения уже давно разрабатываются, я попросил свой секретариат взять на контроль работу над этим законопроектом, чтобы довести её до конца, – сообщил вице-премьер Юрий Трутнев.

Одним из первых примеров государственно-частного партнёрства в этой области может стать строительство международного транспортного логистического центра, таможенного терминала и создания электронной очереди на базе автомобильного пункта пропуска «Пограничный».

Кроме того, уже сейчас развитие международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» ведётся за счёт частных инвестиций. Компания China Communication Construstion Company готовит технико-экономическое обоснование модернизации этих коридоров, которые могут связать провинции Хэйлунцзян и Цзилинь с портами юга Приморского края.
… выделить средства на реконструкцию аэропортов
В документе отмечается, что восстановление и модернизация сети аэропортов на Дальнем Востоке должно финансироваться в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы».

По данным Правительства страны, по сравнению с 1990 годом количество аэродромов и посадочных площадок на Дальнем Востоке сократилось более чем в 5 раз - с 470 до 82. При этом половину из оставшихся воздушных гаваней до сих пор не смогли модернизировать. Юрий Трутнев заявлял, что более 64 млрд рублей, выделенных из бюджета на аэропорты Дальнего Востока, так и не дошли до 40 аэродромов. Глава Минтранса РФ Максим Соколов объяснил это тем, что 64 млрд рублей «попали в ножницы бюджетного секвестирования».

Дмитрий Медведев уже поручил выделить из федерального бюджета средства на реконструкцию 40 воздушных гаваней. Их список можно найти здесь.
... расширить функционал и географию Минвостокразвития РФ
Совет Федерации просит Правительство рассмотреть вопрос о распространении полномочий министерства РФ по развитию Дальнего Востока на территорию Байкальского региона (Республика Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область).

По мнению члена комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслава Штырова, регион остался в тени, «так как Минэкономразвитию некогда заниматься вопросами развития Байкальского региона, а компетенция и функция Минвостокразвития РФ на него не распространяется».

Кроме того, сенаторы предлагают расширить функционал министерства по развитию Дальнего Востока. В частности, наделить ведомство полномочиями согласовывать плановые и программно-целевые документы госкорпораций, а также контролировать исполнение планов организаций с госучастием.

- Многие проекты на Дальнем Востоке на самом деле осуществляются другими министерствами и естественными монополиями и не имеют отношения к деятельности Минвостокразвития России. Есть хорошие результаты такой деятельности, но есть и отвратительные. Поэтому предлагаю <…> поручить министерству общую координацию деятельности всех министерств и ведомств, в том числе, подчеркиваю, естественных монополий на Дальнем Востоке, начиная от разработки стратегии, формирования государственных программ, текущих планов и, самое главное, заканчивая выполнением этих планов, - подчеркивал сенатор Вячеслав Штыров.
... увеличить субсидии на перелёты на Дальний Восток
Сенаторы просят выделить дополнительные средства из бюджета на субсидирование воздушных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России. Также парламентарии рекомендуют перераспределить квоты на билеты по льготным ценам в пользу периода летних отпусков. Ранее такое поручение дал и премьер-министр Дмитрий Медведев.

- Перераспределение квот может быть и скажется положительно на авиаперевозках в летний период, но без дополнительного финансирования и введения новых квот эта мера существенно не улучшит ситуацию с транспортной доступностью. Расширение льгот для многодетных семей также требует выделения новых средств, иначе общее количество мест не увеличится, - прокомментировал NaDV.ru депутат Госдумы от Приморского края Владимир Новиков.

Программа субсидирования перевозок на Дальний Восток действует с 2010 года. Сейчас купить билеты с 50% скидкой от среднего коммерческого предложения могут россияне в возрасте до 23 лет, пенсионеры, инвалиды первой группы и их сопровождающий, а также инвалиды с детства второй или третьей группы.

С начала года, по данным Минвостокразвития РФ, льготными авиабилетами воспользовались порядка 600 тысяч человек. Всего в 2017 году на программу выделили 2,95 млрд рублей. На 2018 год в федеральном бюджете предусмотрена такая же сумма, на региональные перевозки внутри округа заложено 1,23 млрд рублей. По словам главы ведомства Александра Галушки, также на рынке субсидированных авиаперевозок с 1 июня 2018 года появится новая авиакомпания - «Саратовские авиалинии».
… предоставить успешным «гектарщикам» больше земли
Сенаторы рекомендуют внести в закон о «Дальневосточном гектаре» изменения, которые позволят выдавать дополнительные участки тем, кто уже успешно освоил свой первый "гектар". Ранее такое поручение дал глава кабмина Дмитрий Медведев. Минвостокразвития РФ уже готовит поправки в закон.

- Мы эту программу будем развивать и дальше. Одно из предложений - предоставить тем, кто успешно освоит один гектар, право ещё на 10 гектаров. Это будет особенно актуально для развития сельского хозяйства и экотуризма, - отметил глава Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Сейчас на Дальнем Востоке для оформления открыто 185 млн га. По информации ФИС «На Дальний Восток», уже более 105 тысяч россиян подали заявки на «гектар», а более 40 тысяч свои участки уже получили. 38% из них используют землю под сельское хозяйство, 25% строят жилые дома, 15% - дачи и личное подсобное хозяйство, 13,5% развивают на дальневосточном наделе туризм, ещё 7% занимаются иным бизнесом.
… выделять регионам бюджет для развития
Парламентарии просят Правительство РФ при формировании бюджета и размера субсидий для регионов Дальнего Востока учитывать не только, сколько регион тратит, а сколько ему действительно необходимо средств на развитие.

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Елена Перминова отметила, что сенаторы и ранее добивались того, чтобы для каждого субъекта России разрабатывались так называемые модельные бюджеты. Правительство уже сделало небольшой шаг в этом направлении, считает сенатор. Так, финансовая поддержка субъектам на 2017 год уже шла с учётом рассчитанных модельных бюджетов. Эти бюджеты принимались исходя из инвентаризации расходов за 2016 год и учёта расходов на капитальные вложения, например, на строительство школ.

- Следующим шагом должен стать расчёт бюджета не из того, сколько регион тратит из своих минимальных возможностей, а из соображения, сколько ему необходимо на развитие. Как отмечал президент, необходимо ещё вернуться к рассмотрению этого вопроса, в том числе посмотреть, сколько регион сам зарабатывает за счёт налоговых поступлений, а сколько ему необходимо выделять из федерального бюджета. Я уверена, что когда мы будем формировать бюджеты в 2019 и 2020 годах, субъекты получат более существенную поддержку - с учётом того, что нужно не выживать, а развиваться. Это особенно важно для регионов Дальнего Востока, развитию которых уделяется особое внимание, - прокомментировала NaDV.ru Елена Перминова.
В материале использованы фото:
Пресс-служба Совета Федерации РФ
Мария Бородина/ИА PrimaMedia

Яндекс.Метрика