Свои на дальневосточных землях
На Дальнем Востоке живут десятки народов, их уникальный быт, мифы и легенды формировались бок о бок с дикой природой. Ко Дню народного единства nadv.ru подготовил материал, из которого вы узнаете, где находится Туймаада, зачем алеутам сивучьи усы и как чукчи победили коряков с помощью яранг.
Люди морей

Азиатские эскимосы (юиты) живут на самом краю Чукотки – на побережье Берингова пролива и Анадырского залива. Название "эскимосы" происходит от индейского слова "эскимо" ("употребляющий сырое мясо"). Сам народ называет себя юит ("люди") и юпиит ("настоящие люди"). Юиты верили, что новорождённый — это реинкарнация умершего человека. Если ребёнок умирал, то считалось, что ему неправильно подобрали имя, а при болезни ему могли дать другое. Кроме того, юиты пользовались амулетами, например, голова ворона, подвешенная у входа в дом, должна была защитить семью от бед. Эскимосы также верили в духов-хозяев местности и морских животных. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу.
Ближайшими родственниками азиатских эскимосов по языку и культуре являются алеуты, живущие на Командорских островах (Камчатский край). Они не коренные жители этой территории. В начале 19 века Российско-Американская компания переселила их с родных Алеутских островов для промысла морских котиков. По одной из версий, название "алеут" происходит от чукотского алиут "островитяне".
Танец ительменов. Фото: syngach / Фотобанк Лори
Алеуты, как и эскимосы занимались промыслом гренландского и серого кита, моржей, тюленей и нерп. В охоте они применяли растительный яд – аконит, которым смазывали наконечники копий. Охотники алеутов носили деревянные головные уборы с сильно удлинённой передней частью. Шляпы богато украшали полихромной росписью, резной костью, перьями, 50-сантиметровыми сивучьими усами. Головные уборы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и придавали нужную форму. Вожди племён носили уборы конической формы.

По западному побережью Камчатки живут рыболовы и охотники ительмены, что значит "местный житель". Ительменам также была чужда идея единого бога. Они почитали Хозяина моря Митг, дающего основной продукт питания — рыбу. А создателем земли и своим первопредком ительмены считали Ворона (Кутх).

Ещё одними морскими охотниками были приморские чукчи, которые населяют в основном территорию Чукотского автономного округа. Чукчи охотились на тюленей в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. Охота на китов и моржей была коллективной - выходили в море на кожаных лодках (байдарах или каяках).
Чукчи разделывают добытого кита. Фото: Василий Князев / Фотобанк Лори
Чукотские войны

Основная же часть чукчей — оленеводы — расселена во внутренних районах Чукотского полуострова, на севере Якутии и Камчатке. Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, со временем они освоили оленеводство, которое стало основой их хозяйства. Интересно, что чукчи, которые сами себя называют "настоящие люди", довольно воинственный народ. Они воевали не только с русскими в 17-18 веках, но и с эскимосами и коряками.

Коряки также были оленеводами тундры, проживают они по большей части на территории Камчатки. Круглый год они были заняты выпасом стад, находившихся на подножном корме. Коряки считали, что олень приносит счастье и покровительствует семье. Зимой народ кочевал к границе лесов, летом — к морскому побережью, на продуваемые ветром места, защищавшие стада от гнуса и оводов. Мобильный образ жизни наложил отпечаток на их культуру и быт.

Для чукчей и коряков домом служила яранга - купольной формы из оленьих шкур -, которую можно было легко собрать и разобрать. Некогда у сопки Жерди яранги - сегодня это территория около чукотского села Ваеги - произошло сражение между чукчами и коряками. Чукчи, находившиеся на вершине, облили гору водой, сделав её неприступной, однако коряки не отступали. Тогда чукчи нагрузили нарты камнями и положили на них поперёк жерди от яранг и спустили их вниз. Нарты сбили взбиравшегося противника.

В 18 веке, во время жестоких военных столкновений между чукчами и коряками, представители народа кереки оказались между двух огней. Они подвергались нападениям как чукчей, так и коряков, которые убивали взрослых мужчин и уводили в рабство детей и женщин. Кереки пытались укрыться в пещерах отвесных скал и прочих укромных местах. В результате военных набегов, а также от эпидемий численность керекского этноса, проживавшего на территории Чукотки, резко сократилась. По переписи населения 2010 года кереками себя записали всего 4 человека.
Халат нанайцев из кожи рыбы. Фото: Макаров Алексей / Фотобанк Лори
Малые народы Приамурья

По обоим берегам среднего Амура (от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре) и на его притоках, а также на берегу Уссури (Приморский край) расположены нанайские деревни. Нанаец в переводе значит "человек земли". В духовной культуре нанайцев огромную роль играют собаки, образ которой тесно связан с человеком. Например, образ мифической Железной Собаки расценивается как женский и нередко является одним из основных персонажей преданий о происхождении нанайских родов. У нанайцев также сохранилось особое отношение к огню. Домашний очаг считался семейной святыней. Огню приносили жертвы перед каждой едой, бросая в очаг кусочки от каждого блюда. К матери огня обращались перед отправлением на охоту и приносили жертвы во время промысла.

На берегах реки Тумнин также основали свои поселения орочи. Согласно переписи населения в 2010 в России проживало 596 орочей, большая часть - в Хабаровском крае. В Уссурийской тайге, к югу от орочей, по правым притокам Амура и левым притокам Уссури кочевали таёжные охотники-рыболовы удэгейцы. В начале 20 века этот народ описал учёный и путешественник Владимир Арсеньев. По правому берегу основного русла Амура также основали свои поселения ульчи. В нижнем Приамурье в бассейне нижнего течения реки Амгунь проживают негидальцы. По религиозным представлениям негидальцы также были анимистами, с развитым шаманизмом. В древности некоторые из этих народов практиковали обряд воздушного погребения. Тело умершего человека подвешивания в воздухе, с целью предания его воздуху, духу, свету, дереву и т. п. Религиозная мотивировка обряда у народов была разная.
Оленеводы и охотники

Эвенки (тунгусы), населявшие Восточную Сибирь, занимались оленеводством, охотой и рыболовством. Эвенки охотились группой в два-три человека на крупного зверя, когда надо было гнать его на стрелка. Основная охота была на мясного зверя, пушного били попутно. Тунгусы пользовались луками, рогатиной и устанавливали самострелы и петли. Весной питались в основном вареным или жареным мясом парнокопытных и медведей. В начале лета добавлялась жареная или вареная рыба. Осенью добывали боровую дичь, а зимой ели высушенное впрок мясо или рыбу. Мясо ели, запивая бульоном. В бульон при варке иногда добавляли кровь — так получался белый густой суп нимин. В качестве питья использовалось и оленье молоко. В пищу не употребляли мясо собак и пушных животных.

Наиболее близки к эвенкам по языку и культуре эвены — кочевые таёжные охотники и оленеводы. Они населяют север Якутии, юг Чукотки, центральную часть Камчатки. Олени были у каждого эвена: при рождении ребёнку выделяли в стаде определенное количество этих животных. У эвенов был распространён калым. Да и вообще интересные свадебные традиции: после уплаты калыма родители и другие родственники невесты привозили её с приданым к родителям жениха. Невеста три раза объезжала по солнцу вокруг чума, а затем родители вручали её жениху. В чуме девушка сразу начинала заниматься хозяйством: вынимала свой котел и варила мясо убитого оленя.

Ближайшими соседями эвенов на территории Якутии являются юкагиры, называющие себя одул (сильный) или деткиль (храбрый). Юкагиры были некогда многочисленным народом, и, как свидетельствуют легенды, "белое оперенье ворона почернело от дыма костров", когда он пролетал над Якутией, где до прихода якутов обитали юкагиры. Тундровые юкагиры, населяющие верховья Колымы — охотники и рыболовы, а живущие в низовье Индигирки и Алазеи — оленеводы.
Частично вытеснили эвенков и юкагиров с территории современной Якутии в 12-14 веках якуты, пришедшие с озера Байкал. Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада — пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск.
Якутский шаман на празднике Ысыах. Фото: Данила Васильев / Фотобанк Лори
Народ традиционно занимался скотоводством, рыбной ловлей, охотой, развивал торговлю и кузнечное дело. Считается, что якуты - одни из самых древних коневодов, которые развили табунное коневодство в условиях Севера и создали уникальную породу лошадей. Якутская лошадь крупнее монгольской, с большой головой, светлой масти - белой, серой, палевой. Круглый год конные табуны проводят на пастбищах, даже в 50 - 60-градусные морозы. Отличительные качества этой породы лошадей - выносливость, неприхотливость, спокойствие. О богатстве и количестве лошадей в хозяйстве якутов свидетельствуют старинные былины "олонхо", в которых говорится, что богатые якуты имели до 90 жеребцов.

Кобылье молоко и конское мясо якуты используют в пищу. Так, кумыс и отварное мясо являются любимым угощением на свадьбе и традиционном празднике Ысыах, который проводится в конце июня и тесно связан с культом коня. В это время на севере Якутии пробуждается природа, появляется новый приплод, доятся кобылицы. На Ысыах восхваляют природу, воспевают богов-покровителей людей и скота.



Фото обложки: Евгения Озеркина / Фотобанк Лори
Яндекс.Метрика