Физика любви к Камчатке
История выпускника физфака МГУ, который увидел «Надежду за горизонтом».
Москвич Алексей Резников, проживший в столице 22 года, после окончания физфака МГУ переехал в Петропавловск-Камчатский. На Дальнем Востоке Алексей провёл несколько месяцев с научными экспедициями на Командорских и Курильских островах, снял фильм «Go beyond. Надежда за горизонтом» и загорелся новой мечтой. На Камчатке он влюбился в небо и панорамы, которые открывались с высоты птичьего полёта. О том, как решиться на переезд на другой край страны, найти работу по душе и пойти учиться на пилота вертолёта, NaDV.ru рассказал студент Алексей Резников.
Домашний мальчик едет к домашним вулканам

Алексей мечтал сбежать из надоевшего мегаполиса сразу после окончания физического факультета МГУ. Куда поехать, долго не думал. Направление подсказал вулкан Горелый – один из «домашних» вулканов Петропавловска-Камчатского, снимок которого был установлен на рабочем столе компьютера студента. Так просто было принято решение о переезде на Дальний Восток.
«Я домашний мальчик – родился и прожил всю жизнь в столице. Ребятам из университетской общаги очень завидовал, что они такие самостоятельные в 17-18 лет: покинули свой город, поступили в университет и зажили самостоятельной взрослой жизнью. Не то чтобы я всю жизнь держался за мамину юбку, но до окончания университета жил с родителями», - Алексей Резников.
На Камчатку Лёша отправился вместе с сокурсницей Олей. В январе 2013-го они защитили диплом, а уже в июне началось их путешествие. Путь занял не девять часов полёта, а три месяца. Решили, что уж если ехать на край земли, то нужно и всю Россию посмотреть. Лучший способ узнать страну и её жителей – проехать по бескрайней её территории автостопом.
«За время путешествия автостоп для меня стал одним из самых естественных способов передвижения, не понимаю, почему все им не пользуются. Путешествие автостопом расширяет горизонты».
Ехали с теми, с кем было по пути, неважно, километр или пятьсот вёрст. Экстремальных ситуаций в дороге практически не было. Отзывчивые водители охотно помогали попутчикам, но в дождь Лёше и Оле приходилось нелегко. Многие автомобилисты вместо того, чтобы пожалеть промокшую до нитки пару, видимо, беспокоились о чистоте салона.
«Вероятность в дороге наткнуться на человека, нечистого на руку, не больше, чем вероятность встретить его в городе».
Маршрут поездки был тщательно спланирован и подготовлен. Почти полгода Лёша подробно изучал карты, читал статьи и отчёты о поездках других людей. Каждый день они оказывались в новом месте. Ехали, шли пешком, взбирались на скалы и спускались в пещеры, крутили педали, плыли и летели. Пейзажи сменялись один за другим: засеянные поля, высокие леса, неприступные горы, быстрые реки… Почти три месяца выпускники МГУ спали в палатках на природе и практически нигде не останавливались больше, чем на одну ночь. Разбивали палатку на старом заброшенном виадуке под Казанью в 20 метрах над землёй, купались в водопаде Атыш на Южном Урале, в горячем (буквально горящем) источнике около Тобольска. Только Саянские горы удержали Лёшу и Олю на целую неделю, здесь они остановились в национальном парке «Ергаки».
«Там необычный рельеф, нигде больше такого не видел - горные хребты не параллельно друг другу идут, а как будто «кратеры» образуют. И в каждом свой пейзаж, своё озеро, свой водопад...»
Одну из ночей они провели по соседству с медведем. Туристическая группа, которая спускалась с перевала, повстречала хозяина тайги и предупредила о диком звере ребят. Но наши герои тогда так медведя и не увидели. Вероятно, к счастью. Диких животных, если не считать бурундуков, они в Ергаках в принципе не встречали. Хотя практически всё своё долгое путешествие они провели на природе в палатке.
Водоём в «Ергаках»
Бурундук
Национальный парк «Ергаки»
«В городах останавливались у людей через сервис CouchSurfing. На пальцах одной руки можно пересчитать, в скольких гостиницах мы ночевали».
CouchSurfing - крупнейшее международное сообщество путешественников по обмену гостеприимством. Пользователи сервиса — каучсёрферы — могут бесплатно остановиться у своих единомышленников в любых городах мира, где есть сторонники такого способа путешествовать.
Весь маршрут пролегал вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, а конечной точкой путешествия автостоперов стал Хабаровск. До Петропавловска-Камчатского из Хабаровска выпускники МГУ уже отправились по воздуху.
Школьная физика

Работу в Петропавловске-Камчатском ребята искали заранее. Выпускники физического факультета посчитали, что их знания пригодятся в школе. Как и само путешествие, решение работать учителями было больше эмоциональным, чем рациональным, признаётся Алексей.
Поход на лодках со школьниками
«Нам нравится проводить время с детьми. Они намного непосредственнее взрослых. И мы чувствовали, что в силу своих знаний и взглядов на жизнь можем показать детям то, чего не смогут другие», - рассказывает Алексей.

Можно ли без педагогического образования стать учителем, выпускники физфака МГУ точно не знали. Они связались с несколькими директорами школ: одни не ответили, другие не верили, что ребята действительно доберутся, а третьи ничего конкретного предложить не могли. Впрочем, когда ребята приехали в Петропавловск-Камчатский, в местных школах поменяли своё мнение и были готовы с распростёртыми объятиями принять их практически везде лишь бы остались.
«Нам говорили: хотите — географию ведите, хотите — математику, физику, химию... В каждой школе хотя бы одного-двух учителей на какие-нибудь должности не хватало. Мы фактически сами выбирали, где нам работать. Остановились на 24-ой школе. Я преподавал математику, а Оля что только не вела… Она тоже закончила физфак, но другую кафедру – биофизики, – поэтому вела биологию, а у мелких – природоведение».
Зимний поход с учениками
Совсем о физике выпускники МГУ не забыли. Они создали физический кружок «Карманная вселенная», где показывали школьникам увлекательные опыты. Порой веселились больше, чем дети. Старшеклассников же молодые учителя готовили к выпускным экзаменам.

Время находили не только для учёбы. Лёша и Оля организовали киноклуб в школьном актовом зале – крутили там интересные и умные фильмы. Правда, показы не были особо популярны. Больший интерес школьники проявляли к походам. Многие дети, несмотря на то, что вокруг много диких и красивых мест, не были дальше порога собственного дома или школы. Долгих поездок учителя не организовывали, так как преподавали у маленьких – 5-6 классы. Ходили с ними в однодневные снежные походы, на пикник в бухту. Но для учеников и это было настоящим приключением.
Объекты, которые видны из окна квартиры
Апартаменты с видом на вулканы

Первое время Оля и Лёша жили в Петропавловске-Камчатском у ребят, с которым познакомились через каучсёрфинг. Выпускники МГУ были уже готовы жить где угодно, лишь бы найти квартиру, и не очень дорогую. Но вскоре страшилки о мизерной зарплате учителей и высоких ценах на Камчатке развеялись, а требования к искомому жилью, наоборот, выросли. Со средней зарплатой учителя в 35 тысяч рублей ребятам вполне хватало на жизнь.

Пейзажи рассветов и закатов из окна съёмной квартиры
«Мы уже искали квартиру с видом на бухту и вулканы, а ещё недалеко от работы. В конечном итоге нашли практически то, что хотели – маленькую уютную квартирку с потрясающим видом».
После снегопада
Все, кто приезжал в гости к ним из других регионов страны, садились около окна и медитировали. Однажды к Лёше и Оле приехал знакомый по каучсёрфингу Рома из Владивостока, он посмотрел в окно и сказал: «Да, ничё так вид». Вместо того, чтобы созерцать камчатские прелести, Рома часа три рассказывал хозяевам про Владивосток. Он вдохновил пару на десятидневное путешествие в Приморье.

Но потрясающие горизонты открывались не только из окна квартиры, где жили Лёша и Оля, но и из окон школы, где они оба работали.

«На второй год работы Оле дали класс и кабинет с панорамным остеклением с видом на бухту. Вы бы это видели! Я бы там поселился жить, как там занятие вести - я не представляю», - вспоминает Алексей.

Несмотря на живописные панорамы района Садовая, где находились школа и дом ребят, у коренных жителей это место таких восторгов не вызывает. Садовая находится вдали от центра и к району ведёт всего одна дорога. После сильных снегопадов, а они в Петропавловске-Камчатском бывают нередко, район фактически остаётся отрезанным от остального города. У ребят же школа была под боком, и они ходили пешком через любые сугробы.

«Как и везде, есть люди, которые любят свой край, понимают, насколько им повезло там родиться. Они берут от этого края всё – зимой катаются на лыжах и снегоходах, ходят в походы, летом сплавляются на каяках и так далее. Но, как и в любом другом городе, есть и «серая масса». Ее представители мечтают уехать в другое место, из которого они будут хотеть уехать ещё куда-нибудь».
Фонтаны китов

Лёша и Оля старались как можно чаще ездить в различные уголки края. Времени для этого было предостаточно, ведь, как говорят, есть три причины работать в школе – это июнь, июль и август. Чтобы увидеть больше, Лёша получил водительские права, и ребята купили небольшую, но проходимую машину – Toyota Cami. Однако даже на машине нельзя увидеть всей красоты – прежде всего, островной.
Алексей Резников
«Когда приехали на Камчатку, мы поняли, что до Командорских островов рукой подать, и что нужно приложить все усилия, чтобы там побывать. Но попасть туда, во-первых, очень дорого, если самому добираться. Во-вторых, не очень понятно, что там делать одним», - рассказывает Алексей.

Лёша нашёл учёных, которые изучают китов и отправляются в экспедицию на острова. Желающих в качестве волонтёров побывать на Командорах немало, но у ребят были конкурентные преимущества: во-первых, они уже были на Камчатке, во-вторых, они хоть как-то связаны с наукой.
Командорские острова состоят из двух больших островов: Медный и Беринга. Остров Медный с 70-х годов прошлого века необитаем, а на Беринга расположен единственный на островах населённый пункт – село Никольское. Добраться до села можно на самолёте или теплоходе. Билет на самолёт L-410, который вмещает от 10 до 14 человек в зависимости от загрузки, стоит порядка 28 тысяч рублей в одну сторону (для местных - 8,5 тысячи рублей). Если на самолёте до острова можно добрать за 3-4 часа, то на теплоходе придётся плыть около 36 часов (при условии хорошей погоды). Для жителей Камчатского края билет на теплоход стоит 9,5 тысяч рублей в одну сторону, туристам же предлагают отправиться на остров Беринга по 9-дневной турпутёвке за 63 тысячи рублей.
Островное гостеприимство Лёша и Оля ощутили уже в самолёте, летящем до острова Беринга. Пассажиры жители единственного на всем Беринге посёлка Никольского, — увидев восхищенные лица молодых людей, предлагали посмотреть и в их иллюминаторы тоже. Они с гордостью показывали береговые обрывы, многочисленные реки, горы и озёра Камчатки.

Правила дорожного движения на островах не работают, вместо них – карта приливов и отливов. На Командорах ездят по литорали или лайде – участку берега, осушаемого во время отлива. По лайде ребят доставили с Никольского до бухты Полуденной, где базировалась научная экспедиция.
В море Лёша и Оля вместе с учёными гонялись за китами и косатками. Они фотографировали животных, чтобы идентифицировать и отследить их миграцию. Специалисты составляли альбомы с «портретами» китообразных. Горбачей идентифицируют по белому узору на нижней стороне хвоста, а косаток – по характерному светлому пятну за спинным плавником. Первая встреча с морским гигантом на воде всегда внезапна.
«Просто прямо по курсу расступается вода, и её место занимает глянцевая, точно футляр контрабаса, спина. От неожиданности я почти до холостых сбросил обороты, и мы мирно разошлись левыми «бортами». Проводил гиганта взглядом и, наконец, заметил фонтаны у самой форвард-лодки».
На островах они провели почти всё лето.
Девочка на Командорах

В экспедицию Лёша взял с собой фотоаппарат – простую «мыльницу». На неё и фотографировал, и снимал видео. Несмотря на простенькую технику, получился семиминутный видеоролик с завораживающими пейзажами и героями – величественными китами. Однако некоторые кадры требовали пояснения, например, взятие биопсии у кита. Эта процедура выглядит со стороны ужасно: в кита вонзают стрелу, чтобы взять кусочек кожи. У Лёши появилась идея написать историю и снять художественный фильм. Однако для целого фильма не хватало кадров, к тому же наступила зима, что выбивалось из контекста сценария. Но Алексею улыбнулась удача: на следующий год другая экспедиция учёных, которая наблюдала за лежбищами, предложила ему отправиться на Курильские острова.
В экспедицию на Курилы он уже пошёл один, без Оли. Поездка на Командоры вдохновила её заняться наукой серьёзно, и она вернулась в Москву, работать в лаборатории.
«Курильские острова – это совершенно недосягаемая территория, туда никак невозможно добраться обычному человеку. С экспедицией появилась возможность доснять в условиях дикой природы всё, что мне нужно. Я быстро написал сценарий и реплики. Главная героиня фильма –девочка Надя, которая никогда не видела небоскрёбов и железных дорог. В 12 лет у неё нет почти ничего, кроме собственного острова в Тихом океане».
В действительности же эта девочка на Командорских островах никогда не была. Надя – ученица. Все съёмки с участием Нади велись в Петропавловске-Камчатском. Китов и косаток она тоже встречала пока только на картинке, а вот морских львов видела вживую.

«Одну из сцен я снимал на мысе Маячном недалеко от города с Надей и её двумя одноклассниками. В тот день была очень ясная погода, дул ветер, в море – волны с барашками, на горизонте виднелись вулканы. Я говорю: «Ребята, вы только посмотрите какая красота!». На что мальчик мне угрюмо отвечает: «Да мы эту красоту с нуля лет наблюдаем», - вспоминает Алексей.

Главная героиня фильма - Надежда
Уехать, чтобы вернуться

Фильм под названием «Go Beyond» был смонтирован практически за год. Его показали в кинотеатрах Омска и Новосибирска, на кинофестивале в Пятигорске… Сам Лёша из экспедиции на Курильские острова в Петропавловск-Камчатский не вернулся.
«Я живу далёко от Дальнего Востока, потому что очень хочу жить на Дальнем Востоке».
В 2016 году в Лёша уехал в Омск поступать в единственное вертолётное училище в нашей стране, которое выпускает гражданских пилотов. Выпускнику МГУ, бывшему учителю математики, волонтёру научных экспедиций на вертолётчика осталось учиться ещё около полутора лет. После выпуска он планирует вновь вернуться на Камчатку.
«До Камчатки я в общем-то и не знал, что такое вертолёт, а там с ним довольно часто сталкиваешься – в регионе до многих мест без него вообще не добраться. В какой-то момент я принял решение, что мне нужно стать пилотом. Чем дольше учусь, тем яснее понимаю, что именно этого я бы и хотел».
Записала Виктория Антошина

Фото: Алексей Резников, Ольга Власова
Видео: Алексей Резников (он же Йескела Резников)
Яндекс.Метрика