Настройка сайта под ваши интересы, которую всегда можно изменить
Запомнить
Я хочу
узнать всё про
инвестировать в
узнать всё про
переехать на
Дальний Восток
Фото - Антон Балашов, ИА PrimaMedia

Туризм на Дальнем Востоке в 2017 году. Что было сделано и чем макрорегион удивит гостей в ближайшие годы?

Дальний Восток обладает значительным туристическим потенциалом, который пока не раскрыт в полной мере. Способствовать развитию туризма в макрорегионе призван ряд мер, включающих режимы ТОР (направлены на создание туристической инфраструктуры) и Свободного порта Владивосток (предполагает упрощённый визовый режим для иностранцев). Положительные результаты от принимаемых мер отражаются и в динамике инвестиций, поступающих в отрасль, и в росте турпотока и пассажиропотока. 

Рост туристического потока и пассажиропотока

Туристический поток на территории Дальнего Востока последние годы демонстрирует уверенный рост. Лидером остаётся Приморский край, который входит в топ-5 самых популярных туристических регионов страны. В 2017 году Приморье посетили 4 млн туристов (+20 %), включая 640 тысяч иностранных туристов (+13 %), из которых большая часть – 420 тысяч туристов – из Китая.

Высокую положительную динамику за прошлый год показала Амурская область: всего 381 тысяч туристов, включая 95 тысяч иностранцев (+22 % по сравнению с 2016 годом). Рост продемонстрировал и Хабаровский край: 634 тысяч туристов, включая 50 тысяч иностранцев (+9 %). В остальных регионах численность туристов за прошлый год не превысила 200 тысяч человек – это Камчатка (200 тысяч туристов), Якутия (193 тысяч), Сахалин (170 тысяч).

В основных аэропортах региона также можно было наблюдать заметный рост пассажиропотока на протяжении года, особенно на международных линиях. Рекордных показателей роста добился аэропорт в Благовещенске: на международных авиалиниях обслужено более 59 тысяч пассажиров, что на 34 % превышает показатели 2016 года. Всего за 2017 год службами аэропорта обслужено более 405 тысяч пассажиров (+25 %) и обработано более 4,5 тысяч тонн груза и почты (+35,4 %). Рекордными в прошлом году стали и показатели международного аэропорта во Владивостоке, который смог преодолеть отметку в 2,1 млн пассажиров – это на 18 % больше, чем в 2016 году, причём международный пассажиропоток показал рост на 40 % (781 тысяч человек).


Фото - Илья Табаченко, ИА PrimaMedia

В пределах 5–11 % находится рост пассажиропотока большого количества регионов. Пассажиропоток аэропорта Хабаровск (Новый) увеличился на 9,7 % в 2017 году, до 2 млн человек. При этом наибольший рост пассажиропотока зафиксирован на международных воздушных линиях – количество пассажиров увеличилось в сравнении с 2016 годом на 33 % (более 354 тысяч человек). За минувший год аэропорт Магадан обслужил 380,5 тысяч пассажиров, что больше на 8,7 % показателя прошлого года. Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) в 2017 году обслужил более 658 тысяч пассажиров, что почти на 7 % больше, чем годом ранее, а на международных линиях прирост составил 69 %.

Скромнее результат аэропорта в Южно-Сахалинске: пассажиропоток вырос на 4,8 % и составил более 985 тысяч человек. Но зато приток туристов там связывают в том числе с желанием приехавших провести новогодние каникулы на горнолыжном курорте «Горный воздух».

Тем не менее, несмотря на рост турпотока и пассажиропотока, доля туризма в валовом региональном продукте субъектов ДФО остаётся на низком уровне (1–2 % и менее), а сама отрасль представлена преимущественно организациями малого бизнеса.

В 2017 году зарубежные лайнеры зашли в порт Владивостока рекордное для региона количество раз – 15. 

Формирование туристического продукта преимущественно происходит за счёт природного потенциала территорий, а также энтузиазма самих представителей рекреационного бизнеса. В числе первоочередных задач для развития отрасли необходимы снижение стоимости регулярных перелётов, развитие туристической инфраструктуры и модернизация аэропортов. Эта работа уже ведётся и на федеральном, и на региональном уровне.

Меры по стимулированию развития туризма

За последнее время можно было наблюдать растущее внимание к развитию туризма в макрорегионе со стороны федеральных властей. Примером тому могут служить многочисленные решения по поддержке данной сферы.

Одним из наиболее известных инструментов повышения туристической привлекательности стало смягчение визовой политики, что в первую очередь ориентировано на турпотоки из стран АТР. Так, с 1 августа прошлого года действует упрощённый визовый режим, в соответствии с которым краткосрочные электронные визы (на срок до 30 дней) в Россию могут получить граждане 18 стран (Бруней, Индия, КНР, КНДР, Мексика, Сингапур, Япония, Алжир, Бахрейн, Иран, Катар, Кувейт, Марокко, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Тунис, Турция). Въезд по электронным визам осуществляется через морской порт пропуска во Владивостоке и аэропорт Кневичи, входящие в территорию СПВ.

Анастасия Степашко, председатель правления Дальневосточного регионального отделения Российского союза туриндустрии (РСТ), генеральный директор компании «Портал сезонов»: «В ближайшие три-пять лет на Дальнем Востоке начнут появляться массово туристы из стран Юго-Восточной Азии, например Вьетнама, Филиппин, Индонезии, Индии. Сейчас турпоток формируют в основном китайцы и наши традиционные партнёры – Южная Корея и Япония. Из этих стран ЮВА наблюдается существенный прирост по въезду в Россию в целом.

Как показывает практика, сначала представители новых стран выбирают туры в Москву, Санкт-Петербург и на Байкал. А затем, года через три, они начинают заходить в регионы. Поэтому, думаю, в ближайшее время они должны до нас дойти, тем более что у Хабаровска, узлового города Дальнего Востока, хорошая транспортная доступность».

1 января текущего года упрощённый визовый режим начал действовать на Камчатке и Сахалине. В результате на данный момент действие электронных виз распространено на 11 погранпереходов. Это железнодорожные пункты пропуска «Пограничный», «Хасан», «Махалино», автомобильные «Полтавка», «Турий Рог», морские «Зарубино» и «Посьет» в Приморье, а также морские пункты пропуска «Петропавловск-Камчатский» и «Корсаков» (Сахалин). Прорабатывается возможность введения упрощённого визового режима в международных аэропортах Чукотского АО, Сахалинской и Амурской областей, Камчатского и Хабаровского краев.

Одним из важных институтов развития в туристической отрасли стал режим ТОР. На Дальнем Востоке две ТОР имеют туристско-рекреационный профиль – ТОР «Горный воздух» на Сахалине и ТОР «Камчатка» в Камчатском крае, границы которых в прошлом году были расширены. Так, в ТОР «Горный воздух» работают 11 инвесторов, сама ТОР создана на базе одноименного горнолыжного комплекса в Южно-Сахалинске (в неё войдут сразу несколько туристических объектов). Туристические объекты на Камчатке планируется строить на нескольких площадках, одна из которых – «Паратунка» – является санаторным комплексом. Кроме того, на одной из площадок ТОР «Комсомольск» в Хабаровском крае резиденты приступили к модернизации горнолыжного курорта «Холдоми». Несмотря на удалённость и относительную изолированность данных территорий, они способны привлечь туристов, поскольку располагают уникальными рекреационными ресурсами.

Камчатский край принимает около 200 тысяч туристов в год, главным образом, жителей нашей страны – иностранцев среди них меньше 10%. В ближайшие годы мы прогнозируем существенный рост потока гостей в основном из стран АТР. Для туризма края это очень перспективный рынок. Безусловно, главная задача для Камчатки – стать гостеприимнее, нарастить туристскую инфраструктуру. За последний год объём инвестиций в строительство новых гостиниц, ресторанов, мест притяжения и других объектов туринфраструктуры вырос в полтора раза. Много планов и по развитию экологического туризма, ведь Камчатка – это в первую очередь нетронутая природа, место, где человек может наблюдать за животными в естественной среде обитания, подняться на действующий вулкан, искупаться в горячих источниках, круглый год кататься на лыжах, отправиться в уникальное путешествие на собачьих упряжках. Алёна Стратонова, руководитель агентства по туризму и внешним связям Камчатского края

Большие планы по созданию туристической ТОР появились у властей Магаданской области. Этот регион – пока единственный в ДФО, где нет ТОР. Сейчас его власти готовят заявку на создание новой ТОР «Колыма», которая включит в свой состав курорт «Талая». Ранее на ВЭФ регион уже представил проект реконструкции одноимённого лечебного санатория (ежегодно его посещают более 4 тысяч пациентов, в том числе до 1 тысяч детей из Магаданской области, Чукотки и Якутии).

Обсуждается запуск новых туристско-рекреационных кластеров в регионах, которые не являются традиционными туристическими центрами, а это – Якутия, Амурская область и Хабаровский край. В Якутии статус национального парка в ближайшее время должны получить «Ленские столбы». В данное время объект находится в перечне особо охраняемых природных территорий. 


Ленские столбы. Фото - vi_blackberry, Depositphotos

В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» ведётся строительство туристического кластера «Северная мозаика» (техническая готовность составляет 80%, основная стройка начнётся в текущем году). В рамках концепции развития туристского направления «Амур» будут созданы три кластера – «Амур-Хабаровск», ориентированный на круизный, яхтенный и трансграничный туризм по реке; «Комсомольский», реализующийся согласно плану долгосрочного развития Комсомольска-на-Амуре, и автодорожный кластер «Северный Сихотэ-Алинь». Ожидаются вложения из федерального бюджета в размере 2,6 млрд рублей до 2025 года.

Поддержка отрасли обеспечивается и на законодательном уровне. Важным событием для отрасли стало принятие закона о предоставлении налоговых льгот для туристического бизнеса на Дальнем Востоке, который действует с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года: организации, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность в ДФО, получат нулевую ставку на прибыль на пять лет. Следует отметить, что нулевая ставка налога применяется только в том случае, если доходы организации от осуществления туристско-рекреационной деятельности составляют не менее 90 % от её доходов. В первую очередь преференции касаются владельцев гостиниц и туристических баз, являющихся важнейшей инфраструктурной составляющей отрасли. Налоговые льготы призваны помочь построить современные гостиницы и модернизировать имеющиеся туристические объекты, а также снизить цены на услуги. В настоящее время нехватка инфраструктуры является одним из препятствий для успешного развития отрасли, делая Дальний Восток недостаточно конкурентоспособным по сравнению с зарубежными направлениями.

С 1 августа прошлого года действует упрощённый визовый режим, в соответствии с которым краткосрочные электронные визы (на срок до 30 дней) в Россию могут получить граждане 18 стран.

Отдельно стоит отметить регионы, которые наиболее приспособлены для развития круизного туризма, – это Приморье и Сахалин. В рамках разработки Ростуризмом концепции развития туризма в России, обсуждается и концепция развития круизов на Дальнем Востоке. Возможно, это будет федеральная целевая программа или государственная программа на период 2019–2025 годов, которая предусмотрит механизмы прямой поддержки туристического бизнеса. Речь идёт о субсидировании лизинга для приобретения новых автобусов, речных и морских круизных судов, а также туроператоров, которые создают пакетные туры в межсезонье для путешествий по стране. Проект концепции в ближайшее время будет внесён в Правительство РФ, а объём финансирования предполагается в размере 3,5 млрд рублей в год.

На Дальнем Востоке наиболее активно круизные маршруты запускаются во Владивостоке. Например, в прошлом году благодаря круизному туризму познакомиться с историческими и культурными достопримечательностями края смогли более 13 тысяч иностранцев, а зарубежные лайнеры зашли в порт Владивостока рекордное для региона количество раз – 15. В этом году круизный сезон уже открыт – на борту первого лайнера Amadea прибыли около 600 иностранцев. В этом году в Приморье, помимо индивидуальных круизных рейсов, ожидается также открытие регулярной круизной линии, которая свяжет Владивосток с южнокорейским портом Сокчхо и портами Японии.


Круизный лайнер во Владивостоке. Фото - Иван Белозёров, ИА PrimaMedia

В свою очередь, островное расположение Сахалина открывает дополнительные возможности для развития круизного туризма и налаживания паромного сообщения с Японией. Между Сахалином и Японией действует паромная линия Вакканай – Корсаков, а также предусмотрен 72-часовой безвизовый режим для граждан Японии, прибывших в регион на пароме. Кроме того, рассматривается вопрос о введении прямого паромного сообщения между Курилами и Японией (Немуро – Южные Курильские острова). В Корсаковском районе, где действует режим Свободного порта, планируется реализовать проект «Морские ворота Сахалина» по строительству морского пассажирского терминала с пирсом для круизных судов в морском порту Корсаков. Проект предполагает создание транспортного коридора для круглогодичного паромного сообщения острова Сахалин с материком, Курильскими островами и странами АТР.

Александра Комарова, и. о. директора ООО «Содружество», Сахалинская область: «Да, у нас шикарная природа, это и мыс Великан, где кекуры в море, бухта Тихая, Клоковские водопады, Бирюзовые озера, каторжанская тропа в Александрове-Сахалинском, маршрут «дорогами Чехова», грязевые вулканы Могутан и Южно-Сахалинские. Но гости в любом случае прилетают в Южно-Сахалинск, а инфраструктура даже в нашей столице – не готова. Да, организован гостиничный бизнес, сети общепита, но при этом в городе элементарно нет общественных туалетов, а на природе и подавно. И гостиниц за пределами Южно-Сахалинска, мягко говоря, недостаточно. Потому хорошо бы наше правительство занялось комплексным развитием этого кластера, нужно объединять бизнес, чтобы одни строили гостевые дома, кафе, другие – обеспечивали поток туристов, а, значит, и финансов в регион. Мы уже выходили с подобными предложениями в ТИЦ области (туристско-информационный центр). Надеемся, что нас услышат и в будущем Сахалин сможет предложить своим гостям более цивилизованный отдых».

Материал опубликован в журнале «Экономика Дальнего Востока».

Загрузить еще