Настройка сайта под ваши интересы, которую всегда можно изменить
Запомнить
Я хочу
узнать всё про
инвестировать в
узнать всё про
переехать на
Дальний Восток
Ольга Бурасова. Фото — Дмитрий Старицын

Хлеба и зрелищ. Как во Владивостоке будут продвигать новое искусство

Центр современного искусства «Хлебозавод» начал свою работу во Владивостоке. В России всего несколько таких проектов, специализирующихся на выставках сайнс-арта: в Казани, в Москве, а теперь и на Дальнем Востоке. Почему новое креативное пространство должно пробудить у гостей интерес к науке и творчеству, разбирался NaDV.ru.

Что здесь будет?

Science-art (сайнс-арт) — это относительно новая область творчества, произведения в которой создаются на стыке науки и искусства. Эффектные инсталляции требуют от художников не только эстетики, но и знания современных технологий. Создание таких произведений искусства занимает месяцы и даже годы, но в итоге получаются осмысленные проекты, который объясняют процессы и явления, происходящее в мире.

«Хлебозавод» займется не только современным искусством. В концепции арт-центра соединились лекции о популярной науке, обучающие курсы, практические мастер-классы для детей и подростков, а также книжный магазин с уникальной подборкой литературы о науке и культуре. С 15 марта здесь стартуют первые пробные мастер-классы для фокус-групп, которые определят, что интересует жителей Владивостока. А официальное открытие запланировано на 11 апреля — организаторы символично приурочили запуск к кануну Дня космонавтики.

В отличие от уже привычных лофтов с площадками под аренду для разных креативных команд и арт-сообществ (вроде «Винзавода» или Трехгорной мануфактуры в Москве) во Владивостоке «Хлебозавод» — это бывшая пекарня, дух производства от которой (только не материального, а идей и мыслей) остался концепцией центра.

Шеф-куратор «Хлебозавода» Ольга Бурасова родилась во Владивостоке, училась организации туризма в ДВФУ, а потом изучала арт-менеджмент на практике: несколько лет работала в центре современного искусства «Заря» в Приморье и в Москве. В 26 лет она не смогла отказаться от предложения владельцев «Владхлеба» вдохнуть жизнь в старые корпуса завода.

Где всё это находится?

«Хлебозавод» расположился в бывшем помещении пекарни, принадлежащем главному партнеру и инициатору проекта — компании «Владхлеб».

— Год назад мне предложили заняться созданием креативного пространства в этом помещении. Мы вместе пришли к идее о Центре современной культуры с упором на науку и просветительские программы, — рассказывает Ольга Бурасова NaDV.ru.

Создание центра стало самым логичным воплощением идеи о социальной миссии бизнеса — с заботой о жителях города, их качественном отдыхе и туристической привлекательности столицы Приморья.

«Хлебозаводу» выделили около 400 квадратных метров в самом центре Владивостока. Все окна построенного в 1918 году дома выходят на одну из главных улиц города — Семёновскую.

— В шаговой доступности от нас — музей Арсеньева, галерея современного искусства «Арка», Приморская картинная галерея, которая с недавнего времени стала спутником Эрмитажа во Владивостоке и музей современного искусства «Арт-Этаж». Если гость города наметит себе культурный маршрут на выходные, то успеет оценить прекрасные фонды галереи, узнать историю в музее Арсеньева, посмотреть на работы современных художников и поучаствовать в мастер-классах, послушать лекции у нас,— делится планами Ольга.

Команда «Хлебозавода» сохранила атмосферу известного горожанам места, но сделала ее более современной. Помещение бывшей пекарни пришлось переделать полностью, но с учетом ограничений по строительным работам — над Центром еще три жилых этажа. Классическая для музейных пространств идея белого куба подразумевала нейтральный дизайн: в таком интерьере любая работа или идея будет смотреться ярче и интереснее.

180000.jpg

Так выглядит арт-центр сейчас: белые стены, кирпичная кладка, помещения для занятий

Арт-центр условно поделен на четыре специально оборудованных зоны: ресепшн с книжным магазином, лекторий, зал для кинопоказов, презентаций и лекций, рассчитанный на 40 человек, и «Лаборатория» для практических занятий.

— В нашем магазине — более 500 наименований книг, которые мы тщательно отбирали несколько месяцев: научно-популярные, об истории, философии, политике, социальных науках, качественная детская литература. В планах — привезти сюда книги на иностранных языках и периодика, — говорит куратор проекта.

У центра будут собственные сувениры: открытки, сумки, карандаши, блокноты, тетрадки и закладки для книг со специальным дизайном обыграют традиционные символы Владивостока — коллекцию создавали в коллаборации с местными и московскими художниками.

Кто всё это делает?

Штат удалось собрать без HeadHunter и объявлений в газетах — на работу пришли те, кто увидел репосты в Facebook у общих друзей у арт-центра появились управляющий центром — преподаватель философии из ДВФУ Валентин Матвиенко, и руководитель просветительской программы — Кристина Александрова, которая работала раньше в Приморском океанариуме и занимается организацией международного лекционного проекта Science Slam во Владивостоке.

— Ученые часто работают изолированно. Мы как раз хотим выступать в роли проводника между научными изысканиями и посетителями центра. Я курирую общую концепцию центра, направление развития и согласования с советом директоров «Владхлеба». Генеральному партнеру как идейному вдохновителю очень импонирует то, как будет развиваться центр, — делится Ольга Бурасова.

В штате Центра, кроме того, есть экскурсоводы, преподаватели и администраторы. Пока здесь работают 20 человек, но в будущем штат может вырасти — если интерес к центру возникнет у большего числа посетителей.

На что посмотреть в центре?

Зрелища почти готовы. «Хлебозавод» ведет переговоры с художниками для первой выставки. Одна из таких команд — это объединение «Куда бегут собаки», флагманы российского science-art. Возможно, они проведут и мастер-классы, в которых каждый сможет почувствовать себя художником.

«Куда бегут собаки» — арт-группа, образованная в 2000 году в Екатеринбурге. Основное направление деятельности группы — технологическое искусство: медиа-арт, видео-инсталляции и перформанс, а также гибриды этих жанров. Художники используют для создания своих работ цифровое прототипирование, робототехнику, элементы промышленного производства (лазерная резка, токарные, фрезерные работы, числовое программное управление) и различные другие технологии. Они обращаются за консультациями и помощью к научным специалистам, необходимым для реализации проекта.

— Первое полугодие нашей работы будет посвящено микромиру, миру, который мы не видим. Проведем мастер-классы для школьников трех групп: младшей, средней и старшеклассников. Для взрослых и старшеклассников мы проведем занятия о nutrition science и влиянию питания на химические процессы в организме. Мы хотим подойти к мифам о похудении и подобной информации с исследовательской точки зрения, и объяснить, что влечет употребление тех или иных продуктов, — рассказывает Ольга.

За весну создатели «Хлебозавода» выберут самые интересные для посетителей форматы и темы, а с сентября запустят центр в полную силу. В планах — каждый месяц проводить краткосрочные курсы, циклы лекций и мероприятий на общую тему. Каждое занятие в курсе сделают законченным по смыслу: не страшно, что ты бесповоротно отстал от группы, если пришлось пропустить мероприятие.

— Получать удовольствие от процесса — это главное! Очень важно, чтобы человек после посещения нашего центра задавал вопросы себе и окружающему миру, генерировал новые идеи. Многие программы для детей построены так, чтобы участники умели анализировать данные и познавали процессы на практике, без применения гаджетов и интернета, — объясняют организаторы.


Публичная лекция японской художницы Йоко Шимитцу про сайнс-арт

В разработке — совместные программы, циклы лекций, воркшопов. В «Хлебозаводе» открыты к новому, но придерживаются формата: научная подоплека, интересная тема, понятная форма изложения и близкие примеры. Например, подробнее рассказать людям о недавнем запуске на Марс ракеты Falcon Heavy с автомобилем Tesla, или о том, почему спортсменам нельзя использовать некоторые лекарственные препараты на олимпиаде. Все более или менее значимые события, о которых говорят по телевизору и в интернете, на «Хлебозаводе» хотят «разобрать на атомы» — и в итоге научить посетителей относиться к информации критически, делать собственные выводы.

Сколько это стоит?

Посещение выставки для гостей-одиночек будет свободным, а для организованных туристических групп — платным. Для гостей из других стран в Центре работает переводчик.

Посещение мастер-классов обойдется примерно в 500 рублей, что сравнимо со стоимостью билета на премьеру в кино. Книги в небольшой лавке при Центре, отобранные по предпочтениям читателей и организаторов, будут стоить дешевле, чем в целом в книжных магазинах Владивостока.

— Темпы развития, энергетика Владивостока требуют больше креативных площадок, больше качественного контента. Нам нужно больше мест для диалогов и положительная конкуренция. Я проводила небольшой анализ: плотность организаций культуры в Центральной России составляет — один объект на 10–12 тысяч человек. Во Владивостоке — один объект на почти 40 тысяч человек. При этом за прошлый год только туристов в организованных группах в городе побывало более 700 тысяч человек. Так что потенциал у подобных центров есть, — уверяет куратор «Хлебозавода» Ольга Бурасова.


Текст — Елена Иванова

Больше интересного в Telegram-канале «Открытый Дальний Восток»

Загрузить еще
Самое читаемое