Настройка сайта под ваши интересы, которую всегда можно изменить
Запомнить
Я хочу
узнать всё про
инвестировать в
узнать всё про
переехать на
Дальний Восток
Резиновое покрытие на детской площадке. Фото: Lora / Фотобанк Лори

Как резидент ТОР «Комсомольск» дарит новую жизнь старым покрышкам

Мощности ­ООО­ «Тапир-ЭКО»­,­ предприятия ­по­ переработке­ старых автомобильных­ покрышек,­ разместились ­в ­одном­ из­ цехов­ на­ территории ­бывшего­ завода­ «Амурлитмаш».­ Это­ – ­индустриальный­ парк, ставший­ частью ­территории ­опережающего­ развития­ «Комсомольск», и­множество ­небольших ­компаний-арендаторов.­ Арендодателем ­для­ них­ выступает ­группа ­компаний­ «Дальэнергомаш».

На производстве «Тапир-ЭКО» на выходе у небольшой линии, стоящей буквой «Г» – несколько сит, через которые сыпется в мешки резиновая крошка разных фракций. Уже заполненные мешки штабелями лежат тут же, возле установки. Сырье в виде старых автомобильных шин – тоже рядом. Молодой парень стоит «на выходе» линии, женщина – «на входе». Это весь персонал. Не верится, что проект «Тапир-ЭКО» может перерабатывать до 3,5 тыс. тонн автопокрышек в год. По словам директора компании Станислава Куземы, линия пока в тестовой эксплуатации. Запустили ее 30 мая, начали работать с июня – «первый сезон пробовали себя». Рабочие еще учатся, периодически оборудование приходится останавливать и перенастраивать. Однако все документы для оформления лицензии на утилизацию автопокрышек готовы к отправке в Москву. И к февралю будущего года разрешение будет получено, надеется глава «Тапир-ЭКО».

«Мы сейчас собираем резину, которая находится на свалках, на автобазах, – объясняет Станислав Кузема. – Система утилизации автопокрышек как таковая в Комсомольске-на-Амуре пока не работает. Мы фактически «подбираем» то, что никому не нужно. С одной стороны, это плюс – есть сырье. С другой – за утилизацию полагается платить, ведь это тоже работа: за доставку твердых бытовых отходов на полигон плата взимается исправно. Однако лицензии у нас пока нет, значит, оснований брать плату – тоже. И переработку мы ведем исключительно за свой счет».

По словам главы компании, получение лицензии не обеспечит сырьем автоматически.

«Безусловно, есть потребность у предприятий – утилизация автопокрышек. Но добрая половина такой резины не утилизируется вообще никак. Она либо выбрасывается на несанкционированные свалки, либо «забивает» собственную территорию предприятий, а в конечном счете отправляется туда же – неофициальным порядком за город или на полигон, поскольку и на официальных свалках принимать автопокрышки законом запрещено. Полигоны, конечно, пытаются обойти эти ограничения – договорами хранения или используя лицензии других предприятий. В итоге резина накапливается и никуда дальше не двигается. Но на это закрывают глаза по одной простой причине: у нас в городе просто нет предприятия, которое имело бы право официально утилизировать резину. Ближайшее – это хабаровское ООО «Бриз»», – говорит Станислав Кузема.

На этом фоне бизнес-идея собственников «Тапир-ЭКО» выглядит беспроигрышной. Компания вложила около 15 млн рублей в приобретение и пусконаладку промышленной установки по переработке старых покрышек. Казалось бы, пришла пора пожинать дивиденды. Но здесь, как и в любом производстве, не все так просто. Предприятия, являющиеся потенциальными источниками сырья для «Тапир-ЭКО», в подавляющем большинстве не просто не готовы платить за сдаваемые покрышки. Наоборот, они еще и просят переработчика доплатить им за сырье. «Эта проблема пока никак не решается, и здесь, безусловно, есть только один рецепт – более жесткий контроль за утилизацией резины со стороны надзорных ведомств», – говорит Станислав Кузема. Стоимость сбора не так уж велика: из расчета порядка 3 рублей за килограмм сдать грузовое колесо на утилизацию обойдется его владельцу всего в 150 рублей. «Тапир-ЭКО» всего лишь претендует на то, чтобы предприятие после получения лицензии включили в схему оборота ТБО, которой должен будет руководствоваться региональный оператор при распределении отходов в субъекте РФ – когда он появится.

«Мы не претендуем на то, чтобы нам везли весь мусор, – подчеркивает Станислав Кузема. – Только наш вид отхода, который по закону и так нельзя везти ни на полигон, ни на мусоросортировку. Дальше наши отношения с оператором будут строиться на договорной основе». Вопрос обеспеченности проекта сырьем описывается следующим образом. Первый источник – городской полигон ТБО, где хранится 1,5 тыс. тонн автошин. Второй – компании-перевозчики и «шиномонтажки». Третий – брошенные шины».


При этом переработчик готов забирать у поставщиков сырье за сбор в размере 1–2 тыс. руб лей за тонну. Полигон сейчас взимает 966 рублей за тонну. Вторая сторона любого бизнеса – это сбыт. С производимой пока небольшими партиями резиновой крошкой предприятие вышло на покупателей в других городах и даже регионах – например, в Хабаровске и на Сахалине. Закупают в столице Хабаровского края и плитку от «Тапир- ЭКО». Но масштабы производства травмобезопасных покрытий невелики – линия резиновой крошки обеспечивает в пять раз больше продукции, чем нужно для производства покрытий. Здесь происходит столкновение с главным ограничением – состоянием местного рынка. Население Комсомольска–на– Амуре невелико, его платежеспособность невысока. Не все жители могут позволить себе сделать новую травмобезопасную детскую площадку во дворе многоквартирного дома, дорожку к частному дому, крыльцо.

По оценке «Тапир-ЭКО» , в модернизации нуждаются множество детских площадок Комсомольска-на-Амуре: значительное их количество сооружается из песка, который имеет свойство со временем утаптываться, превращаясь в небезопасную поверхность, загрязняться, сдуваться ветром или «уходить» вместе с водой с основания.

Детская площадка в 100 кв. м, подсчитывает Станислав Кузема, может быть застелена покрытием производства «Тапир-ЭКО» за 150– 200 тыс. рублей. Для управляющих компаний, считает он, это более чем доступно: на 100- квартирный дом платеж составит 200 рублей с квартиры. Власти инвестора поддерживают, не отрицает директор «Тапир–ЭКО».

Так,  Агентство инвестиций и развития Комсомольска-на-Амуре, принадлежащее муниципалитету, помогло компании в оформлении всех документов, необходимых для получения статуса резидента ТОР – именно благодаря ему предприятие «поселилось» в «Амурлитмаше» и получило право на налоговые льготы. Агентство также помогло проекту получить статус приоритетного по местным масштабам – его вывели на инвестиционный совет при главе Комсомольска-на-Амуре, что облегчило «Тапир-ЭКО» взаимодействие со всеми чиновниками администрации. На краевом уровне, продолжает он, идеи инвестора также находят понимание. «Начали активно общаться с министерством внешнеэкономических связей – для продвижения нашей продукции на иностранные рынки», – перечисляет он. Впрочем, как и у любого бизнесмена, у Станислава Куземы есть и вопросы к чиновникам, отвечающим за работу механизмов развития Дальнего Востока.

«Мы не жалеем, что расположились на  территории «Амурлитмаша», – говорит он. – На своей – было бы комфортнее. Сейчас компания выплачивает в квартал порядка полумиллиона рублей за аренду помещений. Конечно, эти средства можно было бы направлять на цели производства. Но что значит построить свое? Вкладываться в капитальное строительство – это очень серьезно. Мы бы с удовольствием пошли на другую площадку ТОР – «Парус», где сейчас пока чистое поле, если бы нам сказали: рассчитаетесь в процессе. Но этих механизмов изначально предложено не было».

Однако бизнесмен призывает «оставаться реалистами» в оценке действий власти.

«Может быть, где-то ожидали большей поддержки. Простой пример: резидент имеет право на льготное возмещение НДС. Но доказать его в налоговых органах для нового предприятия очень сложно. С  таможней проще, там более четкая регламентация. Но имеющейся поддержки нам в целом вполне достаточно. И мы надеемся, что преференции сыграют свою роль, когда мы выйдем на серьезные объемы. Пока на наших, небольших, их сложно ощутить», – говорит Станислав Кузема.

В городской администрации обо всех проблемах инвестора хорошо знают. По словам первого заместителя главы Комсомольска-на-Амуре Евгения Коршикова, внесены изменения в городские правила благоустройства дворов, касающиеся использования резиновых покрытий во дворах. Также прорабатываются возможности по использованию резиновой крошки в асфальтовом покрытии.

Загрузить еще